Пока главной производительной силой в истории становления человека остается сила рода, мифологическое сознание продолжает быть господствующей формой ориентации человека в мире. Только переход от первобытно-общинного строя к рабовладельческому изменил главные ценности: главной производительной силой становится не "сила рода", который в новых условиях стал разлагаться и исчезать, а естественная вещественно-телесная сила человека. Разделение труда на умственный и физический потребовал принципиально иного способа мышления, который своим предметом сделал бы это отношение "ум" - "вещь" (в том числе и прежде всего - раб как говорящая вещь).
В условиях разделенного труда вещи начинают браться в их собственном значении, в их определенности. Каковы вещи сами по себе - вот главный вопрос, стоящий теперь перед руководящим ими умственным трудом, ибо, не зная собственных, действительных, а не вымышленных, свойств вещей, невозможно ими эффективно управлять.
Жизненная важность знаний о вещах, о мире как о таких, каковы они есть на самом деле, вызывает пристальное внимание к самому процессу получения таких знаний. Поэтому мышление становится не только мышлением о мире, но и мышлением о мышлении. Миф сменяется Логосом - мыслью и словом, формы успешного функционирования которых суть логические категории. Это и есть акт рождения философии.
Как можно видеть, и генезис логических категорий, и рождение философии раскрывают перед нами, делают выпуклой и яркой центральную и непереходящую ее проблему - проблему соотношения, взаимозависимости сознания и реальной действительности.
Сознание и вещь. Внутренний мир человека и внешний мир. Сознание и бытие. Идеальное и материальное. Все это - вариации на одну и ту же тему.
Вокруг этого вопроса вращается вся философская проблематика. Поэтому, если проследить различные этапы и формы его постановки и решения, можно представить философию в виде некоей целостной системы, в виде своеобразного "созвездия" философских концепций и дисциплин.
Приступая к этому занятию, прежде всего отметим, что основной вопрос философии имеет две стороны - онтологическую и гносеологическую.
Когда соотношение материального и идеального, сознания и бытия рассматривают онтологически (онтология - учение о бытии), то берут их как первоосновные, взаимодействующие моменты, начала бытия. Акцент здесь, как можно видеть, делается на бытии, т. е. и сознание рассматривается как то, что есть, что "бытийствует". При этом философы стараются выяснить генезис (происхождение) того и другого, различные формы их взаимодействия, соподчинения, взаимопроникновения. По способу решения этого вопроса все философы делятся на монистов и дуалистов. Монисты исходят из признания в качестве первоосновно-го только одного начала - либо материального, либо идеального. Поэтому их и называют либо материалистами, либо идеалистами.
Материалисты считают первичной материю, а все формы идеального - сознание, волю, мышление - производными от материи, продуктом ее развития. Идеалисты, напротив, полагают идеальное первичным, а материальный мир, природу - продуктом "абсолютной идеи", "сверхразума", бессознательной космической воли и прочих видов идеального.
Дуалисты исходят из признания равноправности материального и идеального начал, их несводимости друг к другу.