Сделать стартовойСделать закладку
Интересные материалы

Парапсихология:Руническая магия

Боевые искусства:Куда ведет КУ ДО? Дайдо в переводе с японского - великий путь. Нет каких-то одних ворот, выводящих на великий путь к совершенству - такой принцип положил в основу своей школы Адзума Такаши.

Боевые искусства:Ниндзя из Кога и Тэнсё Ига-но ран Интересной была реакция ниндзя из Кога на смертельную угрозу для их извечных союзников из Ига. Известно, что между этими двумя группировками ниндзя всегда существовали дружеские отоношения, и они не раз сражались бок о бок на поле брани.

Парапсихология:Боже, дай мне уснуть! В тишине и пустоте я чувствую себя единственным живым человеком на всей Земле,- рассказывает жительница Манчестера

Непознанное:Нойды Лапландии Лапландия включает в себя северные районы четырех стран: России, Швеции, Норвегии и Финляндии. Саамы живут здесь уже несколько тысячелетий, и их жизнь - жизнь охотников и рыболовов - была бы немыслима без полного слияния с природой.

:· Что есть философия?
:· История философии
:· Философия и наука
:· Теория познания
:· Феншуй
:· Философия религии
:· Философия истории
:· Политическая философия
:· Русская философия
:· Философы
:· Философия Америки
:· Афоризмы
:· Литература
:· Организации и люди
:· Гостевая
Философия / Что есть философия? / Философия, роль в обществе / 


Философия, роль в обществе

Сказанное проливает свет на важный вопрос о структуре и функциях философии. Исходная задача философии - создание мировоззрения, т. е. системы, единящей мир и "зрящего" этот мир человека. Мировоззрение как целостная система включает в себя ценностную, познавательную (методологическую) и поведенческую (социальную) подсистемы. Эти подсистемы и определяют собой как главные структурные подразделы философии, так и главные ее функции. Главные элементы структуры и функции философии в свою очередь могут быть подразделены на более дробные и специальные единицы. Так, например, "праксиология" (от греч. practikos - деятельный) состоит из "философской антропологии", "философии истории", "философии культуры" и др.

Из приведенной таблицы становится также ясно, что постоянно возникающий в философской литературе вопрос о том, к чему ближе философия - к науке, религии или искусству, не имеет однозначного ответа. Точка зрения Б. Рассела (1872- 1970) на то, что философия занимает "ничейную" область между теологией и наукой, имеет свой рациональный смысл, если на предмет философствования смотреть так, как нами было предложено выше, - в его восхождении от простого, абстрактного, к сложному, конкретному. Вначале ("Сознание индивида (Я) - Бытие") в философии действительно много от религиозной веры: мыслитель интуитивно "видит" некий Абсолют, беспредельный мир, верит (верует) в то самое, что непосредственно интеллектуально созерцает, и часто оказывается непонят и одинок, ибо, если его видение несет в себе что-то принципиально новое, то оно приходит в противоречие с господствующей в обществе парадигмой. Не имея еще своего развернутого логического аппарата, философия, пребывающая в таком состоянии, принимает даже форму некоего искусства. Именно так относился к философии Н. Бердяев (1874-1948), то есть считал, что она скорее искусство, но уж никак не наука. А вот Гегель постоянно подчеркивал, что "истинной формой, в какой существует истина, может быть лишь научная система ее", и добавлял при этом: "Моим намерением было - способствовать приближению философии до формы науки".

Обсуждая вопрос о "приближении" философии к науке, важно подчеркнуть, что дело здесь не только в приобретении философским знанием системности. "Лишь на основе более глубокого знания других наук логическое возвышается для субъективного духа не только как абстрактно всеобщее, но и как всеобщее, охватывающее собой также богатство особенного... Таким образом, логическое получает свою истинную оценку, когда становится результатом опыта наук". Приведенные слова Гегеля говорят в пользу того,что опыт наук, проверенный практикой, способен укрощать тот самый "дикий плюрализм" философских концепций, о котором мы говорили в начале темы. Так, современная философия не может игнорировать такие достижения науки, как теория относительности, открытие и разработка принципов и методов возникновения и становления сознания у слепо-глухих детей, открытие и объяснение факта функциональной асимметрии коры головного мозга, идея цефализации как направленности эволюции жизни, эволюционистские обобщения синергетики, учение о ноосфере и т. д.

Вряд ли прав Гегель и его последователи, считая философию наукой, но то, что она в лице своих практических (праксиологических) дисциплин, впитывая в себя данные естественных и общественных наук, "приближается" "до формы науки", - с этим согласиться необходимо. Приближается, но не совпадает.

Другая причина резкого сокращения "дурной бесконечности" философских концепций - это общность интересов людей. В последние десятилетия вообще назрел и приобрел всеобщую очевидность оДцк общий интерес, интерес в правильном и своевременном решении глобальных проблем. Вопрос о соотношении сознания и бытия в данном случае звучит сугубо практично (и трагично): способно ли сознание человечества выработать и провести в жизнь такую политику, например, - экологическую, демографическую и т. д', которая дала бы ему возможность дальнейшего бытия и развития?

<<<НазадВперед>>>
Cтраницы :  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12 

Рейтинг : 25848     Комментарии к статье
Комментарий от Василий для Философия, роль в обществе страница 9 от 2011-02-16
В целом статья эклектична, если судить по первой странице: "В начале было Слово". Далее прикрытый марксизм и дарвинизм: первобытный человек (ранее бывший обезьяной), практическая деятельность, бытие определяет сознание, весь набор диамата и истмата - примат деятельности и т.п. Статью надо было бы назвать так: Марксистский взгляд на роль марксистской философии в обществе социализма. Статья все же лучше написана, чем многие современные учебники по философии. Пройдя через критику, её можно рекомендавать студентам.
Комментарий от ВЕРОНИКА для Философия, роль в обществе страница 9 от 2010-03-27
очень интересная системная статья. Правда, роль, функцию и значение положительного разума сузили. но это не снижает ценности статьи. Хотелось бы узнать имя автора статьи и какие работы у него можно еще почитать. благодарю.
Комментарий от Аида для Философия, роль в обществе страница 9 от 2005-12-02
философия ее роль в обществе
Комментарий от Аида для Философия, роль в обществе страница 9 от 2005-12-02
философия ее роль в обществе
Copyright (c) RIN 2002- * Обратная связь