Сделать стартовойСделать закладку
Интересные материалы

Теософия и эзотерика:Космический разум Если бы все ученые использовали свое "научное воображение" хоть немного чаще, а свой догматизм и холодный нигилизм проявляли чуть реже! Мечты мечтам рознь

Теософия и эзотерика:Семь начал человека В основе теософического миропонимания лежит идея единства Божественной Жизни: материя и дух лишь два ее выражения, два полюса, которые неразделимы в условиях пространства и времени

Боевые искусства:"Двойная согласованность"

Теософия и эзотерика:САМООТВЕРЖЕНИЕ ЗЛА Много раз мы замечали, что силы тьмы, как это ни прискорбно, оказываются в общежитии даже более организованными, нежели стремящиеся к свету

Парапсихология:Стриж

:· Что есть философия?
:· История философии
:· Философия и наука
:· Теория познания
:· Феншуй
:· Философия религии
:· Философия истории
:· Политическая философия
:· Русская философия
:· Философы
:· Философия Америки
:· Афоризмы
:· Литература
:· Организации и люди
:· Гостевая
Философия / Политическая философия / Философская нищета марксизма / 


Философская нищета марксизма

И еще один важный вывод вытекает из этих слов: борьба всегда кончается; она не есть вечный и абсолютный принцип бытия, ибо если бы она вечно продолжалась и одна существовала, то противоположности пожрали бы друг друга и все погрузилось бы в небытие.

Конец и конечная цель (телос) борьбы есть мир и гармония. Без этого борьба бессмысленна и гибельна. Конечная цель и смысл противоречия есть разрешение противоречия; без этого противоречие есть бессмыслица ("бессмыслица" есть пребывание в непрерывном противоречии). Борьба существует ради мира, ноне мир ради борьбы. На этом важнейшем диалектическом принципе покоится не более и не менее как вся античная и христианская этика, этика гармонии, мира и любви".

Не мудрено, что к этому принципу мира и гармонии диамат питает мало симпатии. Он предпочитает замалчивать его. Тем не менее это фундаментальный диалектический принцип и мы можем диалектически принудить к его принятию. Признать диалектику значит иногда признать ее на свою голову.

Цитируя собственные слова противника, мы вправе однако говорить о принуждении в том случае, если его высказывание взято из иного, ему враждебного миросозерцания н если оно подтверждает нашу, ему враждебную, точку зрения. Нет большей диалектической победы, как такое вынужденное признание, подтвержденное цитатой. В этом смысле мы часто говорим: "Маркс вынужден признать"... "Ленин вынужден признать"...

Так Маркс, несмотря на свое отвращенье ко всякому "мирному" решению, несмотря на свое презрение к христианской морали мира и к античной идее справедливости, принужден в конце концов признать, что смысл и телос всей борьбы есть мир и гармония: "уничтожится антагонизм классов, падут враждебные отношения наций". . . вместо классовой борьбы воцарится социальная гармония противоположностей: "всех и каждого". Так говорит "Коммунистический манифест".

Но, может быть, диамат, опасаясь такого диалектического удара, попытается отодвинуть все это в бесконечность утверждая, что весь бесконечный путь до этой бесконечно далекой цели состоит из одной бесконечной борьбы и ненависти? (Иначе говоря, что бесконечная ненависть ведет в царство бесконечной любви и бесконечное нагромождение противоречий создает гармонию)?

Однако, мы уже указывали, то развитие и углубление одного только внутреннего противоречия приводит всякую вещь к гибели и разрушению. Все живое погибает в силу внутреннего и внешнего противоречия (капитализм погибает в силу внутреннего противоречиня - это общее место марксизма). И если что-то вообще существует, то только потому, что существует другой принцип бытия, другое соотношение противоположностей, кроме соотношения антагонизма и взаимного исключения. Если бы противоположности только "пожирали" друг друга, то они за бесконечностью времени давно пожрали бы друг друга. Бытие всех существ доказывает, что противоположности не только "пожирают", ной "питают" друг друга (выражение Аристотеля), причем это "питание" должно необходимо перевешивать "пожирание".

Всякая вещь, всякое существо есть система гармонически с в я энных противоположностей, - будь то атом, солнечная система, организм, общество. Греческое слово "система" сразу выражает этот диалектический принцип, ибо "система" означает то, что "сополагаемо", то что "стоит вместе" в противоположность тому, что несовместимо.

Таким образом, диалектика имеет два принципа: война и мир, антагонизм и гармония, взаимопожиранле и взаимопитание противоположностей. При этом второй принцип - мира и гармонии - перевешивает, он дает всему смысл, ценность и бытие: война существует ради мира, а не мир ради войны; мир может обойтись и без войны, но война не может обойтись без мира.

Принцип мира перевешивает, но это не значит, что он абсолютно доминирует: мир (согласие) постоянно нарушается и восстанавливается, противоречие всегда присутствует (в этом Гегель прав).

Космос не есть неподвижная гармония, раз навсегда найденный аккорд; он есть развивающаяся симфония с возникающими диссонансами и разрешениями. В этом историзм Гегеля сохраняет свое значение.

Все сказанное дает нам возможность сделать важный вывод, касающийся марксистского понимания истории. "Вся история есть история борьбы классов" - этот тезис имеет смысл, но он становится ложным, если его абсолютизировать и оторвать от противоположного утверждения. С совершенно таким же, и даже с большим правом можно сказать: "вся история есть история сотрудничества и солидарности классов".

При этом антитезис "сотрудничества" т. е. гармонического взаимодействия, перевешивает, ибо иначе история давно бы кончилась "общей гибелью борющихся классов" по выражению Маркса.

Б. П. Вышеславцев

<<<Назад
Cтраницы :  1  2  3  4  5 

Рейтинг : 9867     Комментарии к статье
Комментарий от Днепровец для Философская нищета марксизма страница 5 от 2011-01-14
Многословие автора утомляет как и его ... тупость. Принцип диалектики звучит "единство и борьба противоположностей" - нет ему ближе "лук и лира", "война и мир". А про "снятие противоречия" у Гегеля (а после и у Ленина) написано достаточно. Но... "можна подвести коня к воде, но нельзя заставить его пить" В общем автор.. того... облажался :)
Комментарий от Isildur для Философская нищета марксизма страница 5 от 2009-06-16
Такая критика марксизма в очередной раз убеждает меня, что марксисты правы и будущее за коммунизмом. Автору долго учить матчасть и выпить яду.
Комментарий от wooroyet для Философская нищета марксизма страница 5 от 2009-05-15
Very nice site!
Комментарий от 9bst12anz3 для Философская нищета марксизма страница 5 от 2008-08-18
jxqk4kfi0ao lno1t8re3nt fy14gecy1m2ci76
Комментарий от tjbw4typew для Философская нищета марксизма страница 5 от 2008-08-15
37u7hx3f9 dunnss343wuzssgi x20dwu2v57mdi2
Комментарий от tbnhgmffe7 для Философская нищета марксизма страница 5 от 2008-07-11
txtibjfyvg9twl 2ibhrg4m1cakf 5cqcmhbovdop54urg
Комментарий от wResrGZkCc для Философская нищета марксизма страница 5 от 2008-03-19
Nice site!
Комментарий от BBGPnVctQTiBmGBs для Философская нищета марксизма страница 5 от 2008-03-18
Nice site!
Комментарий от Britney для Философская нищета марксизма страница 5 от 2007-11-19
2839dcd6 b904ce57 ed3 Hi! Definitely nice and neat site you got there.
Комментарий от ophnt для Философская нищета марксизма страница 5 от 2007-11-19
2839dcd6 b904ce57 ed3 Good site! The fresh actual information.
Комментарий от bscuflxfky для Философская нищета марксизма страница 5 от 2007-10-06
Hello! Good Site! Thanks you! stlhlwskqm
Комментарий от Buy Viagra bfv для Философская нищета марксизма страница 5 от 2007-05-25
Your know end news! What is this? Discounts! <a href= ></a>
Комментарий от Nude photo dg для Философская нищета марксизма страница 5 от 2007-02-14
Look! Only now! Discounts!
Комментарий от Nude pussy video ih для Философская нищета марксизма страница 5 от 2007-02-14
Your know end news! What is this? Discounts!
Комментарий от Nude bje для Философская нищета марксизма страница 5 от 2007-02-13
Good job and great design!
Комментарий от Online Pharmacy ze для Философская нищета марксизма страница 5 от 2007-02-12
Hello. I love your!<a href= ></a>
Комментарий от Ne prodagnaya shkura kak vi для Философская нищета марксизма страница 5 от 2005-04-23
Vi pishete kak vori kotorii ukrali kurizu, o potom poshli ghalovatsya poliziei, potomu chto kuriza okazalas6 bol6noi i yaichek ne moghet dat6.
Комментарий от Pridyo vremya i vas bol6she net - he he he для Философская нищета марксизма страница 5 от 2005-04-23
khochesh nekhchesh a budushsheye eto kommunism!
Copyright (c) RIN 2002- * Обратная связь