Особенности современных философско-исторических концепций
Многообразие и концептуальная неоформленность философско-исторических построений есть препятствие для того, чтобы принимать любую из существующих типологий как постоянную, четко отграничивающую по существенным характеристикам персональные варианты философии истории друг от друга. Философия истории в современной философии разрабатывается, в основном, в таких направлениях, как витализм, критическая философия, феноменология, традиционализм, марксизм, структурализм (деление дано по современным направлениям). В рамках этих учений возможны различные подходы к анализу содержаний философско-исторических построений и они существуют в достаточно большом количестве.
Первый методологический подход заключается в рассмотрении различных персональных вариантов философии истории и в раскрытии тематики философии истории на основании обобщения персональных вариантов. Сложность его использования связана с обилием материала, отсутствием критериев для отбора исследуемых персоналий. Второй методологический подход заключается в том, что тема философии истории проясняется на материале различных школ и направлений современности. Сложность данного шага в том, что современные философские направления не имеют четких границ, и не существует однозначных критериев для разграничения самих философских направлений. Доказательством служат многочисленные дискуссии о том, куда, т.е. к какому направлению отнести того или иного философа на том или ином этапе его творчества.
Предлагаемая типология новых и новейших философско-исторических концепций позволяет учитывать вариативность тематических предпочтений, методологических установок, и общетеоретических позиций. Даваемая здесь типология имеет общий характер, ибо она отнюдь не замещает собой все возможные классификации, позволяющие рассмотреть специфику каждой философско-исторической концепции. Скорее эта типология позволяет понять, почему исторический горизонт знания, будучи универсальным, всё же ориентирует исследовательское внимание в разных направлениях. Тип философско-исторической концепции имплицирует направляющий схематизм философски постигаемых исторических феноменов и соответствующий ему исследовательский инструментальный аппарат. Кроме того, следует учитывать, что названия рубрик в предлагаемой типологии скорее несут содержательное значение, не совсем совпадающее с принятым в некоторых философских традициях.
Критическая философия истории есть по преимуществу философия исторического знания, исследующая границы и истоки историографических комплексов, или даже попросту (в позитивистских вариантах) философия историко-фактографической науки. Необходимость в философско-исторических концепциях здесь возникает тогда, когда критика науки или критика социальных и политических институтов требует прояснения истоков нынешних проблем.
Рефлексивная философия истории в отличие от критической не связана с наукой, с исторически бывшими и присутствующими культурными образованиями в их готовом для исторического познания виде. Она связана с жизненно-смысловыми измерениями и самой научной рациональностью и того, с чем наука имеет дело, и того, что далеко выходит за пределы компетенции науки, однако определяет её. То есть, история понимается как история образования смысла вообще в горизонте обретения им своей традиционной и актуальной значимости. Дело идёт преимущественно об историческом сознании, совершающем акты первичной исторической ориентации и освоения собственного жизненного мира, а кроме того об историчности как горизонте всякого, в том числе и рационального, смыслообразования.