Сделать стартовойСделать закладку
Интересные материалы

Боевые искусства:Обряд Харакири (часть III) В древний период истории Японии обряд харакири не был распространён среди японского населения архипелага. Однако, имея уже определённые представления о животе как главнейшем пункте человеческого тела, древние японцы, вероятно, легко смогли заимствовать айнский обряд "пере"

Боевые искусства:Хэки-рю Среди ответвлений Хэки-рю следует отметить прежде всего такие школы, как Ига Хэки-рю (Ямато Хэки-рю; основана Хэки Ядзаэмоном Норицугу (Норимоти), младшим братом Хэки Дандзё Масацугу), Ясумацу-рю (создана Ясумацу Саконом Ёсицугу, уроженцем провинции Ига и учеником Хэки Дандзё Норимоти),

Боевые искусства:Национальные особенности кулачных боев А вы знаете, как многие кавказские и азиатские народности называли кулачные бои? А какой вид единоборств допускает удары руками, ногами, подсечки, болевые захваты рук и корпуса с последующим броском? В этом виде допускается все. Ну, естественно, кроме ударов ниже пояса, локтем, по затылку и спине.

Философия:Давыдов Иван Иванович (1792-1863) Давыдов Иван Иванович- философ и филолог. Окончил Московский университет в 1812. Профессор Московского университета с 1822, академик /1841/. Сторонник идеологии официальной народности. Критиковал философию Гегеля с позиции позднего Шеллинга.

:· Что есть философия?
:· История философии
:· Философия и наука
:· Теория познания
:· Феншуй
:· Философия религии
:· Философия истории
:· Политическая философия
:· Русская философия
:· Философы
:· Философия Америки
:· Афоризмы
:· Литература
:· Организации и люди
:· Гостевая
Философия / Философия истории / Диалектика необходимости и свободы в философии истории Гегеля / 


Диалектика необходимости и свободы в философии истории Гегеля

Это становление осуществляется в конкретной исторической форме. Становящийся свободой 'народный дух' - дух, оформляемый на каждой исторической ступени своего развития в ту или иную форму государственной организации. Тем самым история развития свободы оказывается историей развития государственных форм. Прогресс в осознании необходимости осуществляется как история перехода от менее свободных форм государственного устройства к формам все более свободным.

Здесь перед нами открывается новая важная черта философии истории Гегеля. Мировую историю он понимает не только как рост сознания необходимости, но и как расширение этого сознания в народе. Прогресс свободы есть процесс ее 'демократизации'.

Мысль эта отделяет Гегеля от его предшественников. Для античных моралистов, для Спинозы, даже для Фихте и Шеллинга, свобода - удел и достижение интеллектуальной элиты. Свободны только мудрецы, философы, чье сознание поднимается до постижения необходимости, тождества свободы с необходимостью.

Напротив, для Гегеля прогресс свободы совпадет по сути с прогрессом демократизации форм государственного управления. Действительность конкретной свободы - государство (VII, 'Философия права'. С. 270), и свобода - 'идея права' (VIII, 23). Именно государство есть 'организация понятия свободы' (VIII, 273). Право, нравственность, государство, и только они одни, 'являются положительной действительностью и обеспечением свободы' (VIII, 37). Вся ценность человека, вся его духовная действительность, в том числе - духовная действительность познания, 'существует исключительно благодаря государству' (VIII, 38).

Так как государство и отечество означает 'общность наличного бытия', так как в нем субъективная воля человека подчиняется законам', то в государстве 'противоположность свободы и необходимости исчезает' (VIII, 38). Ибо разумное необходимо как субстанциальное, и мы свободны, когда мы признаем его как закон и следуем ему как субстанции нашего собственного существа. Только тогда необходимость и свобода, объективная и субъективная воля 'примиряются и образуют единое невозмутимое целое' (VIII, 38).

Однако это единство необходимости и свободы в государстве достигается только в историческом процессе. Всемирная история 'представляет собой ход развития принципа, содержание которого есть сознание свободы' (VIII, 54). Всемирная история есть 'дисциплинирование необузданной естественной воли и возвышение ее до всеобщности и до субъективной свободы' (VIII, 98).

Вся периодизация всемирной истории подчиняется у Гегеля этой идее. Различие между всемирно-историческими эпохами - только в степени широты знания о свободе. С этой, и только этой, точки зрения отличаются история древнего Востока, история античного общества, история нового времени. 'Восток знал и знает только, что один свободен, греческий и римский мир знает, что некоторые свободны, германский мир (для Гегеля - существенный и преимущественный представитель истории нового времени) знает, что все свободны' (VIII, 98).

Ничего нет легче, как доказать явную ошибочность взгляда Гегеля на столь широкое в современной ему Германии признание свободы. Не только в Германии не было действительной, реальной свободы (Гегель и не утверждает этого), но глубоко ошибочным было даже высказанное им суждение, будто в 'германском мире' все знают, что человек свободен. Для нас важно, однако, другое. Вполне ошибочное, донельзя преувеличенное, как оценка существовавшей политической ситуации и политической сознательности в современной Германии, утверждение Гегеля чрезвычайно характерно, как черта его воззрения, которая может быть условно названа чертой его утопизма. Философия истории Гегеля - не только обзор всемирной истории, но вместе и утопия. В ней выражена мысль Гегеля о том, чем должно было бы быть идеальное немецкое государство в сравнении с античным и восточным. Утверждение Гегеля - не основанная на наблюдении характеристика государственно-правового состояния Германии 20-х годов XIX в., а выражение его представления о том, куда идет развитие современного общества и что сулит ему в будущем это развитие.

Под этим углом зрения следует понимать ряд других высказываний Гегеля о 'немецком духе', немецкой истории и немецком - прусском государстве. Для Гегеля государство 'есть та духовная действительность, благодаря которой должно осуществляться самосознательное бытие духа, свобода воли как закон' (VIII, 152).

<<<НазадВперед>>>
Cтраницы :  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17 

Рейтинг : 15894     Комментарии к статье

В тему:

 Философия истории: методологические проблемы

Исходным пунктом философии истории как специфического раздела философского знания считаются гегелевские "Лекции по философии истории". Удивительна история их создания. Это не текст самого ученого, а конспекты его лекций, составленные учениками и изданные в память о великолм учителе...
Подробнее>>>

Copyright (c) RIN 2002- * Обратная связь