Сделать стартовойСделать закладку
Интересные материалы

Непознанное:Пилтдаунский человек: грандиозный скандал В декабре 1912 года в Королевском геологическом обществе было сделано официальное сообщение о находке в Пилтдауне останков переходного типа между обезьяной и человеком! Это была сенсация! Наконец-то Англия внесла свой вклад в историю происхождения человека. Реконструкция черепа из Пилтдауна поражала воображение: в нем причудливо смешались черты обезьяны и человека

Боевые искусства:Метод увеличения ци Во время своих путешествий я обнаружил, что в каждой системе - свой особый подход к понятию "ци", и захотел найти общий принцип. Мне кажется, что я его нашел, и теперь могу передать читателю.

Парапсихология:Магия в разделенных мирах В Hачале зрел Элихн сотворение эфирного и материального, и как узрел он его, так и стало

Парапсихология:Смерть, сразу после

Боевые искусства:Чэн Лун (Jackie Chan) Настоящий успех приходит к Джеки Чану только благодаря Гонконгской продукции. В 1985, после второй неудачной картины снятой в Америке "Покровитель" (Protector) Джеки, разочаровавшись в американском стиле съемок фильмов, возвращается на родину и снимает свой один из лучших фильмов "Полицейская история" (Police Story). Впоследствии было сделано еще два не менее успешных фильма - продолжения "Полицейская история 2" (Police Story 2) (1988) и "Полицейская история 3: Суперполицейский" (Police Story 3: Supercop) (1992) В 1986 году на экраны кинотеатров выходит еще один, пожалуй самый удачный фильм Чана "Доспехи Бога" (The Armor of God). Картина была снята в стиле пародии на фильм об Индиане Джонсе, и получилась очень динамичной.

:· Что есть философия?
:· История философии
:· Философия и наука
:· Теория познания
:· Феншуй
:· Философия религии
:· Философия истории
:· Политическая философия
:· Русская философия
:· Философы
:· Философия Америки
:· Афоризмы
:· Литература
:· Организации и люди
:· Гостевая
Философия / Философия истории / Диалектика необходимости и свободы в философии истории Гегеля / 


Диалектика необходимости и свободы в философии истории Гегеля

Это становление осуществляется в конкретной исторической форме. Становящийся свободой 'народный дух' - дух, оформляемый на каждой исторической ступени своего развития в ту или иную форму государственной организации. Тем самым история развития свободы оказывается историей развития государственных форм. Прогресс в осознании необходимости осуществляется как история перехода от менее свободных форм государственного устройства к формам все более свободным.

Здесь перед нами открывается новая важная черта философии истории Гегеля. Мировую историю он понимает не только как рост сознания необходимости, но и как расширение этого сознания в народе. Прогресс свободы есть процесс ее 'демократизации'.

Мысль эта отделяет Гегеля от его предшественников. Для античных моралистов, для Спинозы, даже для Фихте и Шеллинга, свобода - удел и достижение интеллектуальной элиты. Свободны только мудрецы, философы, чье сознание поднимается до постижения необходимости, тождества свободы с необходимостью.

Напротив, для Гегеля прогресс свободы совпадет по сути с прогрессом демократизации форм государственного управления. Действительность конкретной свободы - государство (VII, 'Философия права'. С. 270), и свобода - 'идея права' (VIII, 23). Именно государство есть 'организация понятия свободы' (VIII, 273). Право, нравственность, государство, и только они одни, 'являются положительной действительностью и обеспечением свободы' (VIII, 37). Вся ценность человека, вся его духовная действительность, в том числе - духовная действительность познания, 'существует исключительно благодаря государству' (VIII, 38).

Так как государство и отечество означает 'общность наличного бытия', так как в нем субъективная воля человека подчиняется законам', то в государстве 'противоположность свободы и необходимости исчезает' (VIII, 38). Ибо разумное необходимо как субстанциальное, и мы свободны, когда мы признаем его как закон и следуем ему как субстанции нашего собственного существа. Только тогда необходимость и свобода, объективная и субъективная воля 'примиряются и образуют единое невозмутимое целое' (VIII, 38).

Однако это единство необходимости и свободы в государстве достигается только в историческом процессе. Всемирная история 'представляет собой ход развития принципа, содержание которого есть сознание свободы' (VIII, 54). Всемирная история есть 'дисциплинирование необузданной естественной воли и возвышение ее до всеобщности и до субъективной свободы' (VIII, 98).

Вся периодизация всемирной истории подчиняется у Гегеля этой идее. Различие между всемирно-историческими эпохами - только в степени широты знания о свободе. С этой, и только этой, точки зрения отличаются история древнего Востока, история античного общества, история нового времени. 'Восток знал и знает только, что один свободен, греческий и римский мир знает, что некоторые свободны, германский мир (для Гегеля - существенный и преимущественный представитель истории нового времени) знает, что все свободны' (VIII, 98).

Ничего нет легче, как доказать явную ошибочность взгляда Гегеля на столь широкое в современной ему Германии признание свободы. Не только в Германии не было действительной, реальной свободы (Гегель и не утверждает этого), но глубоко ошибочным было даже высказанное им суждение, будто в 'германском мире' все знают, что человек свободен. Для нас важно, однако, другое. Вполне ошибочное, донельзя преувеличенное, как оценка существовавшей политической ситуации и политической сознательности в современной Германии, утверждение Гегеля чрезвычайно характерно, как черта его воззрения, которая может быть условно названа чертой его утопизма. Философия истории Гегеля - не только обзор всемирной истории, но вместе и утопия. В ней выражена мысль Гегеля о том, чем должно было бы быть идеальное немецкое государство в сравнении с античным и восточным. Утверждение Гегеля - не основанная на наблюдении характеристика государственно-правового состояния Германии 20-х годов XIX в., а выражение его представления о том, куда идет развитие современного общества и что сулит ему в будущем это развитие.

Под этим углом зрения следует понимать ряд других высказываний Гегеля о 'немецком духе', немецкой истории и немецком - прусском государстве. Для Гегеля государство 'есть та духовная действительность, благодаря которой должно осуществляться самосознательное бытие духа, свобода воли как закон' (VIII, 152).

<<<НазадВперед>>>
Cтраницы :  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17 

Рейтинг : 23359     Комментарии к статье

В тему:

 Философия истории: методологические проблемы

Исходным пунктом философии истории как специфического раздела философского знания считаются гегелевские "Лекции по философии истории". Удивительна история их создания. Это не текст самого ученого, а конспекты его лекций, составленные учениками и изданные в память о великолм учителе...
Подробнее>>>

Copyright (c) RIN 2002- * Обратная связь