Сделать стартовойСделать закладку
Интересные материалы

Непознанное:Как ОНИ устроены Естественно, если уж пришельцы - не вымысел - всем интересно, чем они отличаются от нас, как двлеко они ушли от нас вперед в развитии техники

Парапсихология:Человеку доступно все земное

Боевые искусства:Нападение Можно прожить полноценную жизнь, ни разу не участвуя в драке. Для этого вовсе не надо вытирать с лица чужие плевки и спасаться бегством при малейшей опасности.

Философия:Э.Гуссерль. Философия как строгая наука Эдмунд Гуссерль (1859-1938) - выдающийся немецкий мыслитель, родоначальник одного из основных направлений современной философии - феноменологии, что буквально означает учение о феноменах, понимаемых им как возникающие в сознании смыслы Предметов и событий.

Теософия и эзотерика:Окно в Божественное Божественное само по себе неведомо. Оно обладает либо всеми качествами, либо никакими. Но что касается человеческого ума, то он способен воспринять Божественное через три окна:

:· Что есть философия?
:· История философии
:· Философия и наука
:· Теория познания
:· Феншуй
:· Философия религии
:· Философия истории
:· Политическая философия
:· Русская философия
:· Философы
:· Философия Америки
:· Афоризмы
:· Литература
:· Организации и люди
:· Гостевая
Философия / Философия истории / Диалектика необходимости и свободы в философии истории Гегеля / 


Диалектика необходимости и свободы в философии истории Гегеля

Это свое понимание государства - вполне идеалистическое по отношению к реальной исторической жизни общества - Гегель перенес в свои представления о немецкой истории и о государственном строе монархической Пруссии. Отсюда ряд утверждений Гегеля, которые - вне учета их утопического характера, обращенного не к прошлому и не к настоящему, а к чаемому будущему,- кажутся лишь. обнаружением и обнажением немецкого национализма, высокомерного превознесения над другими нациями и даже насмешкой над действительной историей немецкого народа и государства. Таково, например, утверждение, будто германский дух 'есть дух нового мира, цель которого заключается в осуществлении абсолютной истины как бесконечного самоопределения свободы' (VIII, 323), будто Германия 'была искони свободной нацией' (VIII, 361), будто при объединении германцев выше всего ставился 'элемент свободы' (VIII, 332), будто в германском мире сознание прав произошло в мирянах 'благодаря восстановлению христианской свободы' (VIII, 325) и многое другое в том же роде.

Идеализация и схематизм, ошибки гегелевского понимания всемирно-исторического процесса настолько очевидны, что на них позволительно здесь не останавливаться. Попытка Гегеля понять всемирную историю как прогресс в развитии свободы, а самый этот прогресс как прогресс в познании необходимости - как она ни была гениальна и грандиозна - оказалась неудавшейся. Гегель не смог показать и объяснить, каким образом необходимость совершающегося в истории становится для его деятелей свободой - в той мере, в какой на эту необходимость падает светлый луч познания. Само историческое познание, которое Гегель имел в виду и которое должно было, по его мысли, произвести эту метаморфозу, не было на деле подлинным историческим познанием. Рассматривая исторический процесс и в нем деятельность людей, творящих свою историю, Гегель не пошел дальше абстракции 'народного духа'. Он не только не видел реальной основы этого 'духа' в реальных условиях жизни человеческого общества. Он рассматривал 'народный дух', как некую тотальность и целостность, не дифференцируя его на его реальные элементы и не исследуя его реальные основания. Здесь - граница доступного для Гегеля осознания и решения поставленной им перед наукой диалектической задачи. Философия истории Гегеля во многих своих утверждениях полна 'предчувствия' правильного решения вопроса, но не доходит до него. После смерти Гегеля понадобилось почти полтора десятилетия, прежде чем два мощных ума, рожденных в той же Германии, смогли разъяснить, какой именно класс современного общества и в силу какого своего положения и каких нравственных и интеллектуальных особенностей, порожденных исторической необходимостью, совершит свое освобождение от этой необходимости, овладеет ею - в интересах не только своих, но и всего человеческого общества.
Автор: Асмус В. Ф. Переделкино, январь 1968.

<<<Назад
Cтраницы :  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17 

Рейтинг : 15690     Комментарии к статье

В тему:

 Философия истории: методологические проблемы

Исходным пунктом философии истории как специфического раздела философского знания считаются гегелевские "Лекции по философии истории". Удивительна история их создания. Это не текст самого ученого, а конспекты его лекций, составленные учениками и изданные в память о великолм учителе...
Подробнее>>>

Copyright (c) RIN 2002- * Обратная связь