Сделать стартовойСделать закладку
Интересные материалы

Парапсихология:Оздоровление второго органа дыхания

Философия:Протагор Протагор - глава софистов. Слово софист не имело вначале отрицательного значения. По смыслу оно было равнозначно слову "преподаватель"

Философия:Постклассическая философия и преодоление времени Постклассическая философия не склонна преувеличивать свой разрыв с наукой

Боевые искусства:Законы нечётных действий Вести длительное время бой в одном ритме практически невозможно, да и опасно. Ведь у противника постепенно выработается "иммунитет" к таким действиям. В этом случае имеет смысл или периодически снижать ритмику боя или, "взвинтив" ее до предела, попытаться как можно быстрее закончить бой.

Теософия и эзотерика:Как оценивать Учения? Как можно судить о том, насколько хорошо то или иное учение? Можно ли сравнивать, к примеру, Шманизм и Ислам? или любые другие? На основании чего можно судить о том или ином течении? Хорош ли критерий **старая/новая** религия

:· Что есть философия?
:· История философии
:· Философия и наука
:· Теория познания
:· Феншуй
:· Философия религии
:· Философия истории
:· Политическая философия
:· Русская философия
:· Философы
:· Философия Америки
:· Афоризмы
:· Литература
:· Организации и люди
:· Гостевая
Философия / Философия религии / Язычество / Культура будущего и языческие ценности / 


Культура будущего и языческие ценности

В целом, прогнозы по определению связаны с планированием способов достижения желаемого будущего. В этой связи наиболее привычной и оптимальной является вероятностная оценка. Однако вероятностный критерий является адекватным тогда, когда построение сценария подразумевает охват максимального количества параметров (в идеале - всех, в том числе и случайных величин) моделируемой системы. Но очевидно также, что культура представляет собой слишком сложный объект. Следовательно, неизбежный компромисс с точностью результатов прогнозирования здесь становится чрезмерно большим. Поэтому вероятностная оценка спекулятивных прогнозов накладывает явно зауженные рамки восприятия. Помимо этого, вероятностный критерий (как в создании, так и в оценке прогнозов) отсеивает также те события, вероятность которых слишком мала. Но кто скажет, насколько малой должна быть вероятность события, связанного с человеческой жизнью и смертью (а именно об этом идет речь в сценариях отдаленного будущего культуры), чтобы не принимать его во внимание? Хрестоматийный пример: нужно ли сбрасывать со счетов вероятность того, что при прыжке парашют не раскроется, если такая вероятность равна 0,01?

В силу этого, вероятностный критерий не может выступать в качестве оценки прогнозных моделей - по крайней мере в нашем случае. Подобные прогнозы не должны, как это было показано выше, оцениваться и с позиций подхода культурно-исторической экстраполяции, по принципу "это невозможно, потому что невозможно никогда". "Никогда" в данном контексте означает вполне обозримый период, а не ту хронологическую область, на которую "покушаются" спекулятивные построения. Что же: "запределивая" свою мысль за черту Прогнозного Горизонта, исследователь получает право претендовать на научность безотносительно содержания своего дискурса? Куда хочу, туда, соответственно, и ворочу?

Тем не менее, спекулятивные прогнозы имеют философское "алиби". В прогностическом плане они соотносятся с функционально-логическим и комплексным моделированием, которое подразумевает соответственные правила конструирования моделей и, следовательно, свои критерии оценки. Так, прежде всего, представленная модель должна быть логически непротиворечивой. Здесь большую роль играет анализ иерархии внутренней структуры объекта (в данном случае - культуры будущего), а затем исследование связей между иерархическими уровнями. На основе такого рассмотрения выделяются существенные закономерности, которые и составляют "эссенцию" прогноза. Все эти процедуры, безусловно, обращены исключительно к первоначальной гипотезе, а не к выверенным обобщениям реального опыта - и в этом минус. Но, с другой стороны, человечество едва ли выжило бы, перестань оно задумываться над вопросом "что будет, если...", когда это "если" относится к тому, чего никогда не было, и, возможно, не будет. В конце концов, мы осведомлены о том, чем грозит "ядерная зима", хотя, к счастью, нет никаких гарантий того, что это вообще когда-либо произойдет.

Итак, смелые попытки заглянуть за Прогнозный Горизонт действительно жизненно важны. Здесь как нельзя более уместно вспомнить правило: "Предупрежден - значит, вооружен". Но что за "оружие" понадобится человеку в той культуре, которая может сформироваться в будущем?


No pasaran!

Какой будет культура грядущего, сказать однозначно сложно. Примечательно, однако, что подавляющее большинство исследователей в описании ее возможных характеристик использует префикс "пост-": постиндустриальная, постэкономическая, посттехнократическая и т.п. Во всех этих случаях "пост-" несет значительную смысловую нагрузку, обозначая не некоторый "осадок" уже отработанного состояния, а, наоборот, нечто радикально новое. И нетрудно заметить, что эта радикальность касается прежде всего способа человеческого бытия, самого человека. Отсюда остается буквально два шага до заключения о выходе человека в сферу трансцендентного - не в мистическом, а вполне эмпирическом отношении, как изменения основ его жизнедеятельности самым коренным и тотальным образом. Очевидно, не последнюю роль в этом могут сыграть те самые передовые технологии, о которых мы говорили выше; технологии, сами способные обострить вопрос о появлении постчеловечества.

Иначе говоря, нас в первую очередь будут интересовать те прогнозы, которые рассматривают будущую культуру через призму технического/технологического прогресса, но такого, который в своей "пиковой" точке вызывает лавинообразные изменения на социальном, культурном и даже экзистенциальном уровнях. Результируются ли подобные изменения в позитивных или негативных последствиях для человека? Что надлежит делать последнему, чтобы быть психологически готовым к условиям с грифом "пост-" (в том смысле, о котором говорилось выше)?

Остановимся вначале на нескольких сценариях (пессимистических) и контр-сценариях (оптимистических), разработанных как раз для такой ситуации. В первом случае зарисовка будущего практически всегда начинается с базового предположения: появится ИИ (искусственный интеллект) [1]. Под это предположение можно подвести разработки любых современных технологий - от клонирования и попыток прочитать геном (который уже почти прочитан) до успехов в области когнитивной психологии, кибернетики, фармакопеи (создание smart drugs) и т.п. Действительно, неважно, каким образом можно создать этот артефакт - собственно биологическим, техническим, химическим, либо в совокупности этих методов. Создатели упомянутых сценариев настаивают: если искусственный интеллект вообще может быть создан, он, конечно, будет создан (между прочим, один из корифеев математической логики - Н.Нильсен - доказывал, что вероятности "за" и "против" здесь равны).

<<<НазадВперед>>>
Cтраницы :  1  2  3  4  5  6  7 

Рейтинг : 10296     Комментарии к статье
Copyright (c) RIN 2002- * Обратная связь