Сделать стартовойСделать закладку
Интересные материалы

Философия:Спенсер Герберт Английский философ, главный представитель эволюционизма, получившего во второй половине XIX века широкое распространение

Теософия и эзотерика:23 ноября 1961 года. И человек, пытающийся учиться, должен подготовить себя, ведя усердную, спокойную жизнь

Теософия и эзотерика:Предисловие Старинное шотландское предание гласит, что каждый человек имеет своего двойника на земле, который может являться к нему в знаменательные случаи жизни и в особенности в час смерти

Боевые искусства:О сопревращениях инь и ян Дао неба и земли не минует инь и ян, сопревращения инь и ян исходят из естества природы. Потому покой в пределе переходит в движение - ян переходит в инь; движение в пределе переходит в покой - инь переходит в ян; после осени и зимы наступают весна и лето - сокрытие в пределе дает рождение

:· Что есть философия?
:· История философии
:· Философия и наука
:· Теория познания
:· Феншуй
:· Философия религии
:· Философия истории
:· Политическая философия
:· Русская философия
:· Философы
:· Философия Америки
:· Афоризмы
:· Литература
:· Организации и люди
:· Гостевая
Философия / История философии / Классическая философия / Диалектика Гегеля / 


Диалектика Гегеля


Такой ответ 'сознание способно постигать мир, потому что мир, как он является нам, подобен сознанию', основан на идеалистическом аргументе; ведь идеализм только и утверждает, что мир имеет что-то общее с сознанием.

Я не собираюсь предлагать доводы за или против кантовской эпистемологии и не намерен подробно обсуждать ее. Но я хочу подчеркнуть, что она безусловно не является полностью идеалистической. Как отмечает сам Кант, она представляет собой смесь, или синтез, своеобразного реализма и идеализма; ее реалистический элемент - это утверждение, что мир, как он является нам, есть некоторый материал, организованный нашим сознанием, идеалистический же - утверждение, что он есть материал, организованный нашим сознанием.

Такова довольно абстрактная, но, несомненно, оригинальная эпистемология Канта. Прежде чем перейти к Гегелю, я должен попросить читателей - моих любимых читателей, которые не являются философами и привыкли полагаться на свой здравый смысл, - не забывать об эпиграфе, предпосланном этой статье, поскольку то, что они сейчас услышат, наверное, покажется им абсурдом - и, на мой взгляд, совершенно справедливо.

Как я сказал, Гегель в своем идеализме пошел дальше Канта. Гегель тоже задавал себе эпистемологический вопрос: 'почему наше сознание может постигать мир?' И вместе с другими идеалистами он отвечал: 'Потому что мир подобен нашему сознанию'. Но его теория была более радикальной, нежели Кантова. Он не говорил, как Кант: 'Потому что сознание систематизирует или организовывает мир', а говорил, что 'сознание есть мир' или еще: 'разумное есть действительное; действительность и разум тождественны'.

Это и называется гегелевской 'философией тождества разума и действительности', или кратко: 'философией тождества'. Мимоходом замечу, что эпистемологическое решение Канта: 'Сознание систематизирует мир' и гегелевскую философию тождества: 'Сознание есть мир' исторически соединил мост - именно Фихте, с его 'сознание творит мир'.

Гегелевская философия тождества - 'разумное действительно и действительное разумно, значит, разум и действительность тождественны' - была, несомненно, попыткой восстановить рационализм на новом основании. Она позволяла философу строить некую теорию мира, исходя из чистого разума, и утверждать, что это и есть истинная теория действительного мира. Тем самым допускалось именно то, что считал невозможным Кант. Гегель, следовательно, должен был попытаться опровергнуть Кантовы доводы, направленные против метафизики. Он сделал это с помощью своей диалектики.

Чтобы понять диалектику Гегеля, мы должны снова вернуться к Канту. Стремясь избежать чрезмерно детального обсуждения, я не стану рассматривать триадичное строение кантовской таблицы категорий, хотя оно несомненно вдохновило Гегеля. Однако я должен упомянуть о кантовском методе опровержения рационализма. Как я отмечал ранее, Кант утверждал, что область нашего знания ограничена сферой возможного опыта и что деятельность чистого разума (pure reasoning) за пределами этой сферы лишена основания. В разделе первой 'Критики', озаглавленном им 'Трансцендентальная диалектика'. Кант доказывал это так. Пытаясь построить теоретическую систему на основании чистого разума, - например, доказывая, что наш мир бесконечен (идея, явно выходящая за пределы возможного опыта), мы можем достичь своей цели. Однако мы обнаружим, к своему ужасу, что с помощью равноценных аргументов всегда можно доказать и прямо обратное. Иными словами, выдвигая метафизический тезис, мы всегда можем сформулировать и защитить его полный антитезис. Причем оба эти аргумента будут иметь примерно равную силу и убедительность - оба они будут казаться в равной или почти равной мере разумными. Вот почему, говорил Кант, разум обречен спорить сам с собою и сам себе противоречить, если он выходит за пределы возможного опыта.

Если бы я решил дать некую осовремененную реконструкцию или реинтерпретацию Канта, отклоняющуюся от его собственного взгляда на свою деятельность, я бы сказал, что, по Канту, метафизический принцип разумности или самоочевидности не приводит однозначно к одному и только одному результату или теории. Всегда можно привести доводы, внешне примерно равноценные, в защиту различных и даже противоположных теорий. Таким образом, если мы не прибегаем к помощи опыта, не проводим эксперимент или наблюдение, которые, по крайней мере, указали бы нам на необходимость элиминировать определенные теории, а именно те, которые, будучи внешне вполне обоснованными, противоречат наблюдаемым фактам, то мы никак не можем надеяться когда-нибудь разрешить спор соперничающих теорий.

Как же Гегель преодолел Кантово опровержение рационализма? Очень просто - он предложил не обращать внимания на противоречия. Они просто-таки неизбежны в развитии мышления и разума. Они только показывают недостаточность и неудовлетворительность теории, которая не учитывает того факта, что мышление, то есть разум, а вместе с ним (согласно философии тождества) и действительность, не есть нечто раз и навсегда установившееся, но находится в развитии, что мы живем в эволюционирующем мире. Гегель утверждает, что Кант опроверг метафизику, но не рационализм. Ибо то, что Гегель называет 'метафизикой' - в противоположность 'диалектике', - есть просто такая рационалистическая система, которая не принимает во внимание эволюцию, движение, развитие, то есть пытается представить действительность стабильной, неподвижной и свободной от противоречий. Гегель в своей философии тождества приходит к выводу, что, поскольку развивается разум, должен развиваться и мир, и поскольку развитие мышления или разума является диалектическим, то и мир должен развиваться по диалектическим триадам.

<<<НазадВперед>>>
Cтраницы :  1  2  3  4 

Рейтинг : 16449     Комментарии к статье
Комментарий от Гегель для Диалектика Гегеля страница 2 от 2010-03-27
читать после "Диалектика, если ее разъяснить"
Комментарий от маруся для Диалектика Гегеля страница 2 от 2004-03-23
послекантовский немецкий идеализм
Copyright (c) RIN 2002- * Обратная связь