В книгах Кастанеды - завораживающие диалоги, вплетенные в очень странные, а порой и совсем обычные события, развиваются на протяжении десяти лет, и все это время дон Хуан обучает Карлоса, имеющего чисто западное академическое образование, своему сверхъестественному мастерству и таинственному знанию, которое должно помочь ему проникнуть в мир так называемой "отдельной реальности". Кастанеде удается изобразить в своих книгах дыхание сумрачных ветров и трепетание листьев в ночи, особенности искусства охотника в распознавании звуков и запахов, примитивность и нищету жизни мексиканских индейцев, горький вкус кактуса, и полет ворона в высоких небесах. Это далекий, колдовской мир, полный древнего духа, в котором происходят таинственные магические события.
Все мы мифотворцы. Космический Разум или Космическая Любовь для нас гораздо важнее Реальности человеческой Вселенной. Кастанеда говорит о тайнах именно этой реальности.
Конечно, новое осознание Реальности дает человеку огромное могущество, дает подлинную и невообразимую силу. Только так мы и можем говорить о той Реальности, с которой знакомит нас Кастанеда. 'Все, через что я тебя провел, - продолжал дон Хуан, - все, что я показывал тебе, все это было лишь средством убедить тебя, что в мире есть нечто большее, чем мы привыкли видеть. Незачем кому-то учить нас магии, потому что в действительности нет ничего такого, чему нужно было бы учиться. Нам нужен учитель, который даст почувствовать самостоятельность, сможет убедить нас, какая огромная сила таится на кончиках наших пальцев.
'Цель всех магических приемов - воздействие на других людей'. Однако, объяснял дон Хуан, новые видящие пришли к выводу, что 'магические практики лишены собственной ценности' и отказались 'от всей этой чепухи - ритуалов, заклинаний и прочего'. Почему-то обычный человек, - продолжал дон Хуан, - воспринимает магию как нечто скорее отрицательное, и, тем не менее, она его привлекает.
"Магия" - опасное слово. К несчастью, мы разучились чувствовать "дух" и видеть многозначность слов. В нашем прагматическом, обескровленном языке царствует терминология и классификация. Лишь свободный дон Хуан может позволить себе неустанно играть словами, всякий раз напоминая сбитому с толку Карлосу: "Это лишь способ говорить".
"И ты не считаешь себя магом, дон Хуан, правда? - Не считаю,- ответил он. - Я - воин, который видит силу". Короче не скажешь. Постижение Реальности как она есть, через непосредственное восприятие, срывает с человека налет чужих желаний, все эти потуги "управлять" и "принуждать", "воздействовать" и "манипулировать".
Что же извлекает читатель из пестрой канвы событий всех десяти книг Карлоса Кастанеды? Если внимательно читать эти книги, можно разглядеть единый, непротиворечивый комплекс идей и интерпретаций, удивительным образом включающий или дающий новое толкование практически всем, древнейшим и новейшим, магическим техникам.
Магия современной науки, "снежный человек", полтергейст, левитация, ясновидение, управляемое "формирование событий" - эти и другие феномены вплетены, как цветы, в необыкновенно красивый букет, и каждый эпизод, даже самый неправдоподобный, оказывается иллюстрацией этого букета идей, его подтверждением, логическим продолжением и развитием.