Сделать стартовойСделать закладку
Интересные материалы

Парапсихология:СУ-ДЖОК Что же такое Су-Джок? **Кисть и Ступня**. Но поскольку мы подробно изучаем ладонь, остановимся только на ней. Методика Су-Джок основывается на том, что кисть нашей руки - это миниатюрное повторение нашего тела

Теософия и эзотерика:Игра света? За последние триста лет ученые убедили нас считать Вселенную подобной часовому механизму, в котором жизнь есть произвольная случайность

Боевые искусства:Неистовый боец Мотобу Поражения японских бойцов становились причиной жесточайшего разочарования и обиды, а победа возносила их в ранг национальных героев.

Теософия и эзотерика:ВЕК ОБНОВЛЕНИЯ ПРИБЛИЖАЕТСЯ Не будем лукавить: для того чтобы оценить перспективы нашей цивилизации сегодня, совсем не надо иметь пророческий дар. Нынешний мир безусловно должен обрушиться или полностью измениться, пророчества же только лишь подтверждают такую мысль и дают нам четкие сроки этого процесса

Непознанное:Мифы о сотворении мира. Основу любой мифологии составляют мифы о сотворении мира и людей. Здесь сложно выделить какую- либо определенную тенденцию. Творцами мира выступают то боги, то животные, то растения.

:· Что есть философия?
:· История философии
:· Философия и наука
:· Теория познания
:· Феншуй
:· Философия религии
:· Философия истории
:· Политическая философия
:· Русская философия
:· Философы
:· Философия Америки
:· Афоризмы
:· Литература
:· Организации и люди
:· Гостевая
Философия / Философия религии / Есть ли Бог? / Что есть Бог? / 


Что есть Бог?

Противоречие положительного определения
Как я писал, положительное доказательство бытия бога (то есть единственное реальное доказательство) требует причинно-следственной связи. Причем, конечно же, связи, идущей именно от причины к следствию, а не от следствия к причине (или, равным образом, от общего к частному, но никак не наоборот). Причина и следствие - это две вполне обособленные друг от друга категории. Они не могут сливаться в одно. Причинно-следственный, доказательный подход к выведению бога закономерно предполагает противопоставление бога миру, природе как самостоятельной обособленной сущности.

Поэтому бог и природа должны быть равны как сущности, должны быть двумя достаточно равноценными объектами, ибо только в этом случае между ними и становится возможна причинно-следственная связь. Причем тут важно выяснить, что является причиной, а что - следствием. Потому что выведение может идти только от причины к следствию. И здесь не может быть произвола. В том числе и в том, что считать причиной, а что следствием. То есть тут должно отражаться реальное причинно-следственное отношение. Все нормальные доказательства именно так и построены, что отражают реальные причинно-следственные связи. А вот у наших идеалистов все их доказательство получается перевернутым с ног на голову. Объявив бога причиной, а природу следствием, они, тем не менее, бытие бога всегда пытаются доказать, исходя как раз из природы. Но ведь тогда именно природа и становится в доказательстве причиной, а бог следствием. И это опять очередное нарушение идеалистами правил доказательств.

Но главная беда для идеалистов заключается тут даже не в этом. А в том, что причинно-следственный подход предполагает противопоставление бога и природы как двух равных сущностей. Причинно-следственный доказательный подход отличается, например, от выведения частного из общего. Последнее есть, по сути, особое доказательство и выведение, которое подчиняется правилу взаимоотношений общего и частного. То, что относится к общему, относится и к каждому его частному. Но при этом не все, что относится к частному, относится к общему, характеризует его именно как общее. Об этом у нас еще будет повод порассуждать более подробно.

Причина и следствия связаны совершенно не так, как связаны общее и частное и, уж конечно, не так, как целое и часть. Причина, например, не охватывает следствие, а является внешней по отношению к нему. Общее же и целое охватывают, соответственно, частное и часть. Причинно-следственная связь - именно как связь - отрицает отношения как общего и частного, так и целого и части. Ибо часть - это плоть целого. Целое есть сумма частей, связанных между собой. Часть не может относиться (относиться, разумеется, именно в смысле действия, взаимодействия: ведь всякое реальное, материальное отношение вещей есть их взаимодействие; а вообще помимо реальных отношений имеются еще и отношения в рамках системы понятий, отношения по сходству, существующие только в мозгу познающего субъекта) к сумме частей, в которые входит и она сама, ибо при этом она должна была бы относится и к себе самой, быть внешней самой себе. Что невозможно. Поэтому-то и нет связи между целым и частью, поэтому-то и нет целого как причины, а части как следствия - тут данная закономерность неприложима. Связи существуют только между равными сущностями - например, между частями какого-то одного целого.

В силу всего этого при причинно-следственном выведении бог оказывается равным природе, а не поглощает ее. То есть бог и природа оказываются тут двумя отдельными сущностями. И, значит, сущность бога оказывается ограничена сущностью природы. Таким образом, в доказательном определении бог неизбежно оказывается ограниченным (это не распространяясь уже о возможности самой доказательности). А ограниченный бог - это не бог. Отношение к нему должно быть таким же, как к столь же ограниченной им природе.



Рейтинг : 8245     Комментарии к статье
Комментарий от Игорь для Что есть Бог? от 2010-03-16
Причина и следствия - это единое целое, они могут менятся местами относительног объекта (то есть тебя)
Комментарий от pavlar для Что есть Бог? от 2008-11-29
В рассуждении существует очень грубая ошибка связанная с причиной-следствием. Эйнштейн показал что при скоростях близкой к скоростям света, и в "искривленных" пространствах эта связь может нарушаться. То есть как у чеширского кота: сначала появилясь улыбка а потом сам кот
Комментарий от andfomkin для Что есть Бог? от 2008-03-09
простая теза акт творение есть отчуждение творения от творца те нарушение принципа абсолютной полноты . зачем тому, кто совершенен творить . совершенное и полное не нуждается в акте творчества , ибо само есть все старый неразрешенный в теософии парадокс
Copyright (c) RIN 2002- * Обратная связь