Бог как бытие
"...бог есть явно то, что может быть "мыслимо лишь как существующее", - то, понятие чего заключает в себе бытие. Это единство понятия и бытия и составляет понятие бога"
Я не буду утомлять читателя всеми хитросплетениями, которые Гегель понаворочал здесь и далее вокруг соотношения понятия и бытия. На деле же все это хозяйство все равно сводится к простому понятию бытия.
"Для мысли не может быть ничего более малозначащего по своему содержанию, чем бытие".
"Чистое бытие образует начало, потому что оно в одно и то же время есть и чистая мысль, и неопределенная простая непосредственность; а первое начало не может быть чем-нибудь опосредствованным и имеющим дальнейшие определения"
Я бы уточнил мысль Гегеля: всякое понятие содержит в себе абстракцию (чистую мысль), но в то же время является и обобщением конкретного - непосредственности. Понятие бытия, то есть существующего вообще, действительно, образует самое начало философии как крайнее понятие, высшая абстракция, за которой еще что-то стоит, а точнее, стоит все существующее. Но вот только для Гегеля тут важно, что существование - это именно понятие, а для меня - что это именно реальность, схваченная разумом в слове, названии. Не название находится в начале философского познания, а то общее, что имеется в мире, то есть свойство существования. Конечно, без названий, определений, мыслить нельзя. Но связанность познания с понятиями вовсе не означает, что в изучаемом присутствует мысль как его суть. Гегель же берет понятие бытия именно как некое единство, то есть он должен был бы изучать не бытие, а лишь его понятие. Но сие вещь, конечно, совершенно невозможная для конкретного понятия. Можно изучать лишь понятие вообще - как абстракцию, как понятие понятия. У Гегеля же тут фигурирует не понятие понятия, а понятие бытия. И тем самым в содержании этого понятия у Гегеля нет ничего от понятия, а есть само бытие. Все попытки искусственно прицепить к данному анализируемому содержанию какие-либо мостики к понятию вообще как инструменту мышления тут абсолютно неуместны и только путают. Но Гегель это игнорирует, просто-таки бравируя своим идеализмом.
Итак, вот первое определение абсолюта:
"...абсолютное есть бытие. Это (в мысли) самое начальное, наиабстрактнейшее и наибеднейшее определение"
Все это было бы хорошо, если бы не путать бытие - с его определением. Бытие - это понятие. Которым обозначается все, обладающее свойством существовать. Данное свойство существования и есть определение бытия, сущего. То, что существует, есть бытие. Бытие - это определяемое, а не определение. Но Гегель склонен считать, что бог
"...есть принцип бытия во всем существующем"
Милое дело! Бог - это даже не сущее, не мир: иначе сие был бы материализм. Бог, как оказывается, есть просто некий принцип, отделенный от сущего, - очевидно, как идея существования. Это нечто вроде причинности у Спинозы.
"Начиная мыслить, мы ничем не обладаем, кроме чистой мысли в ее чистой неопределенности (интересно представить себе эту неопределенную мысль, мысль без содержания; ведь плоть мысли - понятия, их определения. - А.Х.), ибо для определения уже требуется одно и некое другое (значит, вещи все-таки определяются через другое? - А.Х.); вначале же мы не имеем никакого другого. Лишенное определений, как мы его имеем здесь, есть непосредственное, а не опосредствованное отсутствие определений (это правильно, - такая "мысль" есть именно ничто, ее нет; Гегель говорит тут как раз об отсутствии чего-либо вообще. - А.Х.), - не снятие всякой определенности (как это происходит при формировании тождества. - А.Х.), а непосредственность отсутствия определений (то бишь это еще не мысль о чем-то, не определенная мысль, а мысль ни о чем, мысль сама по себе. Можно было бы понять Гегеля, что ему грезится мысль о мысли, но, вот беда, - это тоже уже вполне определенная мысль. - А.Х.), отсутствие определений до всякой определенности, лишенное определений, как наипервейшее. Но это мы и называем бытием"
Стоп! То, что не имеет определенности - и, тем самым, реальных определений - называется небытием, ничто. А бытие - это то, что как раз имеет определенность: определенность существования. Мысль Гегеля, неизвестно где, как и о чем "мыслимая", - это, действительно, небытие. Отсутствие мысли. Совершенно напрасно, однако, называть ее бытием. Бытие - это существующее. Именно в этом и состоит его определение - диаметрально противоположное ничто. По Гегелю бытие
"...нельзя ни ощущать, ни созерцать, ни представлять себе, оно есть чистая мысль и, как таковая, оно образует начало"
Даже если не распространяться о том, что мысль, которую нельзя себе представить - это что-то совершенно невнятное, которое неизвестно зачем и назвали мыслью, то бытие - это все-таки довольно ощутимый, созерцаемый и представляемый феномен. Мы не можем себе представить как раз отсутствие бытия. Другое дело, что нельзя представить себе бытие как нечто конкретное, как нечто противостоящее всему существующему, как его принцип или не знаю еще что. Но ведь точно так же нельзя представить себе и плод как таковой в его отдельном от яблок, груш и проч. существовании. Это, однако, не значит, что мы не ощущаем плоды, не можем себе представить их схематично по ряду общих признаков всех яблок, груш и проч. Плод - это понятие. Понятия - они вообще непредставимы образно. Но в них всегда есть некая определенность. Мы всегда можем назвать ряд свойств, характерных для плода вообще. То же самое - и бытие. Его свойство - существовать - мы ощущаем бесконечно, беспрерывно.
Вот это сведение бытия к ничто и есть первая и главная спекуляция Гегеля в его подходе к богу.