Сделать стартовойСделать закладку
Интересные материалы

Непознанное:Древняя астрономия Как оказылось, древние астрономы во многом ошибались. Взять хотя бы устройство Мира, каким они его видели. Хотя, с другой стороны, интересно - ято останется от современных теорий через несколько веков?

Теософия и эзотерика:Владимир Антонов Заимствованная у оккультистов тенденция расцвечивания чакр - вредоносна. На самом деле чакры не должны быть окрашены в какие-либо цвета радуги, они должны быть все одинаково прозрачно-белыми

Теософия и эзотерика:Эзотерика Дело в том, что эти философы утверждают, что, несмотря на кажущееся внешнее различие, все религии мира, по сути, имеют общий фундамент: этим фундаментом является вера и, как следствие, ритуалы поклонения тем, в кого верят

Теософия и эзотерика:Глава четвёртая. Спонтанное астральное путешествие Мировой истории известно немало случаев непроизвольных астральных путешествий. Некоторые люди выходили в астрал без видимых причин

Непознанное:Мексиканская зона молчания Одно из самых удивительных, непонятных и мало изученных "проклятых" мест находится в Мексике, всего в шести километрах от техасского городка Эль Пасо, Загадочная, волшебная "Зона дель силенсио" - Зона молчания, как ее называют местные жители. Исследователи со всего мира все чаще связывают Зону молчания с феноменом НЛО.

:· Что есть философия?
:· История философии
:· Философия и наука
:· Теория познания
:· Феншуй
:· Философия религии
:· Философия истории
:· Политическая философия
:· Русская философия
:· Философы
:· Философия Америки
:· Афоризмы
:· Литература
:· Организации и люди
:· Гостевая
Философия / Философия истории / О теории этногенеза Л. Н. Гумилева / 


О теории этногенеза Л. Н. Гумилева

Мутации, толчки пассионарности и - в общем случае - любая фаза этногенеза, несмотря на настойчиво постулируемую "беспорядочность", определена пространством и временем. Самому процессу этногенеза свойственна определенная длительность и порядок смены его фаз. В то же время, естественная иерархичность (человек, популяция, этнос, суперэтнос), каждой ступени которой присущ свой ритм (ритм организма, культуры, истории, поля этноса), наводит на мысль о пронизанности ритмами всего организма макросистемы - от мельчайших составных частей до самой макросистемы в целом. К выводу о существовании "жизненных" ритмов склоняет также принцип зональности, присущий планете, и существование широкого спектра природных ритмов - смены дня и ночи, геологических, астрономических, тектонических, климатических и др.
Но возвратимся к исходным установкам. Гумилев недвусмысленно определяет различные уровни масштабирования при рассмотрении тех или иных исторических данных, а также степени допусков, определяя каким именно путем можно двигаться при анализе; путем, при котором не теряется "сам предмет исследования - ритмы Всемирной истории". Рассматривая конкретные события, автор умаляет весомость случайности, оговаривая: "...судьба, т.е. историческая закономерность...", имея в виду, видимо, ту закономерность "в которую укладываются случайности, погашающие друг друга, но неспособные нарушить общий ход этнической и социальной истории".

В то же время жесткий детерминизм происходящего не ставится безусловно во главу угла, а "стремление рассмотреть строгий ритм не подтверждается фактами". Возможно, в таком случае допустимо было бы усмотреть в основе освещаемых процессов закономерности апериодического характера, обусловленные ситуацией, но как природный процесс, могущий начаться в любой момент, этногенез ситуацией не обуславливается по авторскому определению. Начала, толчки, возводимые к мутации, первичному толчку или "планетарным вариациям" возникают по причинам не вполне ясным, являющимся лишь достоянием той или иной гипотезы. Если становление человечества связано, кроме понятных вещей, еще и с "особым спонтанным развитием техники и социальных институтов", то вопрос с "началами", бледнеет при попытке увязать "спонтанность", "историческую закономерность", "беспорядочность проявления" и "ритм истории". Упоминая мутации как причины (т.е. в некотором смысле "начала") этногенеза, Гумилев подчеркивает неуместность поиска осмысленной цели в дискретным процессах.

Следовательно, этногенез процесс природный, спонтанный и не преследующий какие-либо конкретные цели. Это не значит, что в этногенезе "нет системы, движения и даже развития; просто в нем нет "переда" и "зада". В любом колебательном движении есть только ритм и большая или меньшая напряженность (частота)". В таком случае утверждение о том, что "общечеловеческое становление запрограммировано в планетарных масштабах", оставляет свободу судить либо о фаталистическом характере происходящего, однако без тени случайности, т.е. закономерно, детерминировано и обусловлено, либо о наличии алгоритма высокого порядка, определяющего ход развития человечества, косвенное указание на существование и функционирование которого выполнено автором в как можно менее явной форме. Возможно, определенная мировоззренческая установка наложила свой отпечаток на оригинальный текст, т.к. помимо прочего утверждается, что "этнология - частный случай применения диалектического материализма".

Думается, что в рамках лишь одной философской системы анализ всемирной истории будет неполон. Заведомая допустимость различных точек зрения реально расширяет возможности исследователя, страхуя его в то же время от излишней тенденциозности. Приведенный краткий обзор интересующих нас положений позволяет перейти к изложению ряду идей, касающихся связи данных теории этногенеза Л. Н. Гумилева с теорией наличия алгоритма развития исторических структур, т.е. к анализу динамики этносистем и вспышек пассионарности в свете системного анализа на базе искомых тактов истории. О возможности исследования историческим путем дат и ареалов пассионарных толчков упоминает и сам Гумилев, считая, однако, что это может обогатить данными биологию. Не менее продуктивный симбиоз возможен и у этнологии с историей, в ходе которого теория этногенеза и теория тактов истории предстают системами описания ступеней лестницы иерархии планетарных ритмов. Основой дальнейшего рассмотрения послужат в первую очередь графические отображения процессов и легенда к карте пассионарных толчков.

Предисловием к анализу кривой изменения пассионарного напряжения этнической системы, являющегося своеобразным обобщением материала по теории этногенеза, должно служить рассмотрение проблемы определения фаз этногенеза, для чего "необходимо выявить главные параметры изучаемой эпохи, на основании сочетания которых можно дать ей однозначную характеристику". Прежде всего, однозначность чего-либо, а тем более - характеристик протяженных исторических периодов, деление которых на эпохи тоже весьма условно, а "главные" параметры по самому факту выбора субъективны, более чем спорна. Никакой анализ не исключает интерпретацию и текстов, и событий, и даже очевидных тенденций. Не останавливаясь подробно на этом, перейдем непосредственно к рассмотрению графика.

Полное затухание этногенеза определяется Гумилевым в 1200-1500 лет. Несколько видоизмененное указание на длительность того же процесса определяет "весь цикл этногенеза" в 1200 лет при отсутствии внешнего смещения, кое возможно в любой точке или фазе процесса. Фактическая временная ось графика маркируется до 1500 лет - предельного срока жизни этноса - и, следовательно, последующее рассмотрение будет происходить в пределах указанных границ длительности. Промежуток времени, разделяющий два последовательно идущих такта истории составляет приблизительно 700 лет или 7 веков. По графику пассионарного напряжения это соответствует периоду от подъема до надлома, т.е. включает в себя основной "всплеск", в своем максимуме дорастающий до жертвенности. Следующий тактовый промежуток в приложении к графику приходится на период от надлома до обскурации, т.е. до уровня Po. Таким образом, рассматриваемый процесс полностью укладывается в условную потактовую схему исторического развития. Двойной тактовый промежуток - около 1400 лет - соответствует арифметически усредненному времени нормативной длительности этногенеза (около 1350 лет). "Срединная" точка - фаза надлома - носит черты определенного порога, границы, разделяющей процесс развития этноса на две функционально различные части, т.к. является достаточно болезненной и "не всякому этносу суждено ее пережить".

Однако, сходность по критерию абстрактной длительности сама по себе без привязки к конкретным датам и событиям еще не о чем ни говорит. Для того чтобы перейти от оперирования абстрактными промежутками времени и их кратностями к конкретным событиям следует проанализировать легенду к карте пассионарных толчков, проследив соответствия и несоответствия отмеченных событий с событиями, учет которых ведет теория тактов истории, для чего предлагается сравнительная таблица.

<<<НазадВперед>>>
Cтраницы :  1  2  3 

Рейтинг : 14990     Комментарии к статье
Комментарий от guxruutTtAm для О теории этногенеза Л. Н. Гумилева страница 2 от 2011-09-14
Whoa, whoa, get out the way with that good informaoitn.
Copyright (c) RIN 2002- * Обратная связь