Еще пример. Исследователи, а иногда и просто наблюдатели часто отмечают устойчивую связь феномена с кем-то из членов семьи, чаще всего с ребенком или подростком переходного возраста. То, что происходящее связано с таким 'носителем', подтверждается тем, что во время его отсутствия или когда он спит, феномен прекращается. Когда же 'носитель' оказывается в другом доме, там тоже, как бы следуя за ним, начинают происходить явления полтергейста: возгорания, падения и передвижения предметов. В одном из описанных случаев, стоило мальчику ('носителю') появиться у соседей, как сейчас же сам собой опрокинулся стол. Присутствие такого 'носителя' удается установить примерно в 80-90% случаев феномена.
Казалось бы, налицо четкая закономерность. И снова - это было бы так, если бы не наблюдались диаметрально противоположные случаи, когда полтергейст продолжается и в отсутствие 'носителя'. Причем таких случаев тоже слишком много, чтобы можно было отнести их к разряду исключений.
Самые различные стороны полтергейста проявляются, как бы следуя этой схеме: стоит фиксировать некое свойство, как тут же обнаруживается другое, противоположное ему.
Я приводил случай изгнания полтергейста преподобным Илларионом, описанный в исторической хронике. Известны и другие факты прекращения полтергейста после кропления святой водой и молебна.
В 1893 году в Тобольске, как сообщала в письме сама жертва полтергейста, 'после молебна с водосвятием все прекратилось'. Тоже, казалось бы, налицо некая закономерность. Но точно так же, как и в других случаях, закономерности этой противостоят случаи, когда святая вода и молебен не только не прекращают полтергейста, а, наоборот, усиливают его активность: расплескивается и выливается святая вода, гнутся кресты и т. д. Об этом же гласит свидетельство, принадлежащее А. С. Пушкину, записанное им в своем 'Дневнике':
'В городе много говорят о странном происшествии в одном из домов, принадлежащих ведомству придворной конюшни, мебели вздумали двигаться и прыгать; дело пошло по начальству. Кн. В. Долгоруков нарядил следствие. Один из чиновников призвал попа, но во время молебна стулья и столы не хотели стоять смирно. Об этом идут разные толки'.
Таким образом, можно было бы сделать два противоположных утверждения: 'Святая вода и молебен полностью прекращают полтергейст' и 'Святая вода и молебен не прекращают, а только усиливают его'. И при этом оба эти утверждения были бы справедливы.
Такие же две взаимоисключающие констатации могут быть сделаны и в отношении 'огненного полтергейста'. Пламя его жжется и способно причинить человеку сильные ожоги. В других случаях это же пламя, исходя из того же источника, совершенно не жжется и не оставляет на теле человека ни малейших следов. Примеры того и другого я приводил.
Разбирая множество случаев возгорании при полтергейсте, В. Н. Фоменко справедливо отмечает, что все они происходят с соблюдением как бы 'мер безопасности': происходит это только в том случае, если вблизи есть вода и оказываются люди, готовые прекратить пожар. Многочисленные факты подтверждают это наблюдение. Но в то же время другие факты свидетельствуют о совершенно противоположном: пожары, наведенные полтергейстом, возникают и в отсутствие людей. В результате таких возгорании могут быть уничтожены не только сам дом, но и дома, оказавшиеся рядом. Один из многочисленных примеров тому - известное 'Липецкое дело', когда, несмотря на все меры предосторожности, дом сгорел целиком.
Я не ставлю цели назвать здесь все позиции, где проявляется эта устойчивая схема, присущая полтергейсту,- наличие двух взаимоотрицающих свойств. Единственное, что я хочу - указать на саму эту особенность феномена. Наличие таких взаимоисключающих проявлений, по сути дела, и есть единственное его свойство, которому не сопутствует другое, которое бы тоже исключало его. Во всяком случае настолько, насколько могу я судить по тому, что мне известно.
Такая особенность феномена делает затруднительными, а то и невозможными попытки описания его в терминах позитивного знания: возможно ли говорить, что предмет - шар, оговаривая при этом, что одновременно он есть и куб, утверждать, что он черный, но в то же время и белый?