Сделать стартовойСделать закладку
Интересные материалы

Философия:Ильин Иван Александрович Ильин Иван Александрович [28 марта (9 апреля)1883, Москва - 21 декабря 1954, Цюрих] российский религиозный философ, национальный мыслитель, правовед и государствовед, публицист и литературный критик

Философия:Фалес Милетский

Парапсихология:Легенда о колдуне Вяйнямейнене и Йоукахайнене Колдун Вяйнямейнен, прозванный Непоколебимым. Жил в Финляндии в период ранней эпохи упоминаний о колдунах

Философия:Теософская концепция Е.П.Блаватской Е. П. Блаватская (1831 - 1891) - русская писательница и мыслитель, много путешествовавшая по Тибету и Индии. Под влиянием индийской философии в 1875 г. основала в Нью-Йорке теософское общество.Основной труд Е. Блаватской - **Тайная доктрина** (1888).

Философия:Страдание как аспект проблемы смерти Проблема смерти может рассматриваться и через диалектику индивидуального и общего, проявляющуюся в типах поведения человека в процессе перехода к смерти и в возможных перспективах существования после смерти. В культурах Востока, в частности, в буддизме смерть понимается как возвращение к истокам бытия, как слияние индивидуального сознания с великой пустотой, как освобождение от страданий...

:· Что есть философия?
:· История философии
:· Философия и наука
:· Теория познания
:· Феншуй
:· Философия религии
:· Философия истории
:· Политическая философия
:· Русская философия
:· Философы
:· Философия Америки
:· Афоризмы
:· Литература
:· Организации и люди
:· Гостевая
Философия / История философии / Западноевропейская философия XX века / Зарубежная сравнительная философия ХХ века / 


Зарубежная сравнительная философия ХХ века


Архитектоника следующей по времени (1978) крупной работы концептуального плана в контексте сравнительной философии "Философия Востока/Философия Запада. Критическое сравнение индийской, китайской, исламской и европейской философий" характеризуется также своеобразием. Оно состоит в том, что здесь расширены границы сравнительной философии. В самом деле, в первой части "Фон размышлений"предметом размышления становятся культуры в общем, сравнительном плане и "три философские цивилизации"в собственно компаративистском измерении. В этой же части мы находим размышления о сходстве и различии философской компаративистики и сравнительного религиоведения, а также о способах аргументирования в контексте сравнительной философии. Вся вторая часть посвящается отдельным сравнениям.

Определенными вехами в концептуализации сравнительной философии можно считать еще две крупные работы, появившиеся в 80-е годы ХХ века: одна из них "Буддистская и западная философия", другая - "Азиатская и европейская философия в сравнении". В первой из вышеуказанных работ в сферу сравнительного анализа включен ряд крупнейших мыслителей, как Востока, так и Запада. Отмечается, что к сравнительной философии следует относиться одновременно как к исследовательской, так и учебной дисциплине, особенно тщательно следует подходить к сопоставлению понятий различных философских культур вообще и конкретно-буддийской и западной.

Вторая из упомянутых работ "Азиатская и европейская философия в сравнении"(автор - Пауль Грегор) охватывает широкий круг проблем теоретико-методологического и исследовательско-педагогического характера и представляет, на наш взгляд, значительный вклад в разработку концептуального аппарата сравнительной философии. Условно вся монография состоит из трех смысловых частей: в первой определяются теоретико-методологические основания для проведения сравнения "азиатской" и западной философии, во второй , самой объемной, дается развернутая характеристика брахманизма, буддизма, конфуцианства и даосизма, и в третьей, "Воспоминания и перспектива", в резюмирующей форме говорится о состоянии знакомства западных философов с восточной мыслью, а восточных- с западной. Акцент делается на японское восприятие западной культуры вообще, философии в частности.

В трактовке предмета сравнительной философии во всех трех вышеуказанных исследованиях можно обнаружить нечто общее и различное. Определенное сходство взглядов здесь можно усмотреть в том согласии, что собственно предметом сравнительной философии вплоть до двадцатого века главным образом являлась философская мысль Запада и Востока. В рамках этой условной оппозиции - это, прежде всего философии (философские культуры, философские цивилизации) Запада, Индии и Китая. Однако имеются и различия. Поль Массон-Урсель, представляя свою сравнительную хронологию философий, с одной стороны, касаясь древности, в центр выдвигает западную, индийскую и китайскую философские культуры, с другой - расширяет тут же границы сопоставительного анализа, включая древневавилонскую, древнеиранскую, древнееврейскую, древнетибетскую и даже древнеяпонскую мысль.

Такой подход вытекает из его следующей установки: поскольку каждая нация (к примеру, египетская), различные народы (к примеру, семитские), те или иные регионы (к примеру, доколумбовая Америка) имели или должны были иметь свои истории, они имели, или должны были иметь свои философии. И поскольку ни одна философия не имеет право претендовать на то, что она полностью выражает человеческий разум, то сравнительное философское исследование должно быть приложено к мысли всех народов. Целью сравнительной философии становится выявление сходств и различий в ментальной деятельности людей разных регионов в сфере истории философии, метафизики, логики и психологии.

В принципе ни один из авторов вышеупомянутых компаративистских исследований не выступает против подобного утверждения. Например, П.Т. Раджу в своей фундаментальной работе "Введение в сравнительную философию', выделяя специальный подраздел "Предметная сущность сравнительной философии', полемизирует с Полем Массоном-Урселем. Признавая его работу "Сравнительная философия"пионерской в философской компаративистике, он все же считает, что Массон-Урсель слишком расширительно толкует ее предмет, поскольку под ним имеет в виду философскую мысль в контексте всемирной истории и космоса.

<<<НазадВперед>>>
Cтраницы :  1  2  3  4 

Рейтинг : 7535     Комментарии к статье
Комментарий от Титаренко В.А. для Зарубежная сравнительная философия ХХ века страница 3 от 2009-09-12
Я думаю, что модераторам данной странички следовало бы указывать происхождение материалов, для их возможного использовании при подготовке работ.А вот эта статья, названная уважаемыми модераторами "Зарубежная сравнительная философия ХХ века" на самом деле имеет автора (об авторских правах которого вероятнее всего просто забыли) и зовут его М.Я. Корнеев. То, что приводится на данной станичке - это только небольшой фрагмент работы указанного автора, которая называется "Зарубежная сравнительная философия ХХ века: проблемы концептуализации" и который не раскрывает сути изложенной автором концепции. Так что этот выложенный тут фрагмент, скорее введёт в заблуждение нежели прояснит что-либо относительного компаративной философии. Пожелание для авторов данного философского проекта - более профессионально подходить к возложенным на себя обязанностям и не забывать про авторские права:)
Copyright (c) RIN 2002- * Обратная связь