Она веками волновала воображение астрономов. Эффект яркой звезды мог быть порожден видимым сближением на небосводе двух крупных планет, вспышкой новой звезды, появлением крупной кометы.
Еще Н.Коперник (1473-1543) рассчитал, что около первого года Новой эры в течение двух дней наблюдалось видимое сближение двух крупнейших планет - Юпитера и Сатурна.
Опираясь на современные теории движения планет, астрономы с помощью ЭВМ просчитали положение этих планет-гигантов 2000 лет назад. Оказалось, что в седьмом году до рождества Христова Юпитер и Сатурн трижды сближались в зодиакальном созвездии рыб. В том же году угловое расстояние между ними сократилось до одного градуса.
Недавно один американский астроном выяснил, что во втором году до Новой эры Юпитер и Венера так близко сошлись на небосводе, что слились в один пылающий факел (правда, это событие произошло в июне, а Рождество Христово традиционно отмечают зимой).
И все же, следует учитывать, что восточные волхвы и жрецы хорошо знали звездное небо. Вряд ли они могли принять сблизившиеся на небосводе планеты за Новую звезду.
Не так давно было установлено, что в четвертом году до Р.Х., в первый день Нового Года, который тогда отмечался весной, в созвездии Орла вспыхнула Новая звезда. Сейчас на этой точке неба открыт пульсар. Расчеты показали, что эта ярчайшая звезда была видна из Иерусалима в сторону Вифлеема. Как и все звездное небо, она двигалась с Востока на Запад, что совпадает с показаниями волхвов. Вполне вероятно, что именно эту Новую и назвали "Вифлеемской звездой".
Итак, мы определили даты четырех вероятных событий, которые, согласно христианской традиции, сопутствовали рождению Христа:
Сближение Юпитера и Венеры - 2 г. до н.э.
Юпитера и Сатурна - 7 г. до н.э.
Вспышка Новой звезды - 4 г. до н.э.
Перепись в Палестине - 6 г. до н.э.
Все возможные даты не могут быть совмещены в одной точке на хронологической шкале. Ни одна не приходится на нулевой год, когда, согласно христианской традиции, родился Иисус.
Как видно из приведенных соображений, основанных только на текстах Священного писания, не удается убедительно ответить на два поставленных вопроса.
Третий вопрос: "Кто был отцом Иисуса?"
На него христианская традиция дает точный ответ - плотник Иосиф.
Подкрепляя это утверждение, евангелист Матфей начинает свое Святое Писание родословной Иисуса по мужской линии от Иосифа, сына Давидова, сына Авраамова. Матфей тщательно перечисляет всех предков Иисуса. Всего он насчитал 42 поколения. Считая, что одно поколение отделяет от другого примерно 20 лет, можно только удивляться тому, как Матфей смог проследить предков Иисуса на протяжении 840 лет! (Матфей, гл.1, ст.1-17).
Но далее Матфей утверждает, что "прежде, нежели обручились они, Мария имела во чреве" (Матфей, гл.1, ст.18).
Но тогда Иисус никак не мог быть сыном плотника Иосифа и вся приведенная родословная никакого отношения к Иисусу не имеет!
Далее. Евангелист Матфей, отметив, что Богоматерь еще до обручения была в положении, развил этот сюжет. Иосиф, будучи праведным иудеем и не желая огласить" Марию, хотел тайно отпустить ее. Но когда он промыслил это, Ангел Господен явился к нему во сне и успокоил взволнованного мужа: "ибо родившийся в ней есть от духа святого". Встав от сна, Иосиф поступил, как повелел ему Ангел Господен "и принял жену свою" (Матфей, гл.2, ст.24).
Несколько по-другому этот сюжет излагает евангелист Лука. Он пишет, что от Бога в Галилейский город Назарет к "деве, обрученной мужу именем Иосиф, был послан Архангел Гавриил. Имя же деве - Мария" (Лука, гл.24). После пышного приветствия Архангел Гавриил сказал Марии: "Зачнешь во чреве и родишь сына и наречешь ему имя Иисус". Мария, удивившись пророчеству свыше, сказала Гавриилу: "Как будет это, когда я мужа не знаю?" Архангел, успокоив ее, сказал: "У Бога не остается бессильным никакого слова". Мария, приняла пророчество, сказав: "Да будет мне по слову твоему" (Лука, гл.1, ст.26,38).
Итак, два евангелиста утверждают, что Иосиф не был отцом Иисуса. Этот же факт отмечает и Коран, в котором Иисус неоднократно называется сыном Марии без указания имени отца.
В данном очерке не следует вдаваться в теологический спор о двойственной сущности Иисуса Христа как Богочеловека. Это спор идет между ортодоксальными христианами и представителями разных христианских сект, начиная с IV в.
Будем рассматривать только человеческое естество Спасителя.
Сам Иисус многократно подчеркивал, что он "Сын человеческий". На допросе в Синедрионе (Высший религиозный суд в Иерусалиме), на вопрос первосвященника: "Ты ли Христос, Сын Божий?", Иисус отвечал, что он - "сын человеческий". С незначительными разночтениями этот диалог отмечен евангелистами Матфеем (гл.26, ст.63-64), Марком (гл.10, ст.61-62) и Лукой (гл.23, ст.69).
Согласно записям всех четырех евангелистов, Христос ел, пил, мучился и страдал, как и все люди. Знаменитое "моление о чаше" мог произнести только человек и сын человеческий.
Но раз это так, и если Иосиф не был его отцом, то у Иисуса должен был быть какой-то другой отец!