Примерно в 150-178 гг. н.э. античный философ и государственный деятель, ярый противник христианства - Цельс, выступил против зарождавшегося в Палестине и проникшего в Рим нового религиозного учения.
Цельс родился в Риме в аристократической семье. По долгу службы он побывал на Ближнем Востоке - в Сирии, Египте и Палестине. Помимо своих прямых административных обязанностей, он занимался сбором информации о христианах и их Учителе - Иисусе.
Цельс прошел по тем местам, где не столь давно проповедовал Иисус. Он беседовал с людьми, которые сохранили живые воспоминания об Учителе Новой веры.
В числе его информаторов были палестинские пророки, египетские жрецы и музыканты, в том числе некий Дионисий. Все сочинения Цельса хорошо аргументированы, логичны и написаны в полемическом стиле. Они пронизаны духом эпикурейства платоновской школы. Его главное написанное в Риме сочинение "Sermo Verus" ("Истинный разговор" или "правдивое слово") - страстный вызов христианству. Он боролся с новым учением всеми доступными ему средствами - смехом, логическими доводами, остроумно обыгрывал факты, внутренние противоречия Новой веры. Трезвый и здравомыслящий римский аристократ считал христианство религией рабов и плебса.
Более грозного противника церковь не имела никогда.
Под воздействием его критики многие язычники, принявшие крещение, вернулись к верованиям своих предков. Отцы церкви не могли молчать. С решительным опровержением всего, что писал о Христе и христианстве Цельс, выступил видный богослов и философ, грек из Александрии, Ориген (185-254 гг.). В 248 г. по заказу своего богатого друга диакона Амвросия, он написал восемь книг под общим названием "Contre Celsum" ("Против Цельса"), в которой методично опровергал все доказательства и рассуждения своего противника.
В борьбе с Цельсом церковь применила и более радикальные методы. Все списки сочинений Цельса были тщательно выявлены и уничтожены. В результате такой операции до наших дней не дошло ни одного списка.
Но... По злой иронии судьбы, они сохранились в составе книг самого Оригена, который, полемизируя с Цельсом, применял корректные методы дискуссии. Опровергая Цельса, Ориген сперва приводил подлинные куски из его работ и лишь потом их критиковал.
Впоследствии из книг Оригена ученые извлекли почти весь текст трактата "Правдивое слово".
Но и Оригену не повезло. Его попытки соединить христианство с платонизмом кончились плохо. За отклонение от ортодоксальной церкви он подвергся репрессиям, а в 543 г. его работы как еретические были сожжены.
Правда, уничтожение его трудов было неполным, и имя его не было предано проклятью. Имеются документальные подтверждения, что русские читатели еще в XI в. были знакомы с сочинениями Оригена. В состав "Изборника 1073 года" были включены две статьи Оригена с указанием его имени. Эти статьи были переписаны в списке "Изборника 1073", который датируется концом XIV - началом XV веков.