Сделать стартовойСделать закладку
Интересные материалы

Парапсихология:Вернуть отца детям

Парапсихология:Землеройка

Парапсихология:Еще от запоя

Боевые искусства:Сунсипай нэйцзяцюань Согласно легенде, Чжан Сунси был учеником Чжан Саньфэна - легендарного даоса, которого считают основателем "внутреннего" направления в ушу. В "Хрониках уезда Нинбо" имеется биография Чжан Сунси и говорится, что преподаваемый им стиль был реально-боевым. Упоминалось, что целями атаки являлись биологически активные точки на теле человека. Помимо атак по точкам, стиль также активно применяет технику опрокидываний.

Парапсихология:Вылечить легочника

:· Что есть философия?
:· История философии
:· Философия и наука
:· Теория познания
:· Феншуй
:· Философия религии
:· Философия истории
:· Политическая философия
:· Русская философия
:· Философы
:· Философия Америки
:· Афоризмы
:· Литература
:· Организации и люди
:· Гостевая
Философия / История философии / Древний Восток / Индия / Философия вайшешики / 


Философия вайшешики

Вайшешики рассматривают и критически изучают эти категории. Категория буквально понимается как объект, обозначенный словом. Таким образом, словом 'категория' следует обозначать все объекты познания, то есть все реальности. Философы-вайшешики разделяют все объекты, обозначенные словами, на два класса-бытие и небытие. В класс бытия включается все, что есть, или все положительные реальности, как, например, существующие предметы, ум, душа и т. д. В свою очередь, класс небытия объединяет все отрицательные факты, например несуществующие вещи.

Существует шесть видов бытия, то есть шесть видов положительных реальностей: субстанция, качество, действие, всеобщность, особенность, присущность. Позднейшие вайшешики добавляют к ним седьмую категорию - небытие, которая обозначает все отрицательные факты.

II. КАТЕГОРИИ

1. Субстанция
Субстанция (дравья) есть то, что может иметь качество или в чем может происходить действие, но она отличается и от того и от другого. Без субстанции не может быть ни качества, ни действия. Вещь должна прежде всего быть или существовать, раз она обладает каким-либо качеством или действием. Таким образом, субстанция является субстратом качеств и действий, а также существенной, материальной причиной всех производных от нее сложных вещей. Например, ткань - это сложная вещь, полученная посредством переплетения некоторого количества нитей определенного цвета. В данном случае нити являются материальными, или производящими, причинами ткани, потому что она сделана из них и пребывает в них. Точно так же дерево и графит являются материальными причинами карандаша, поскольку он сделан из них.

Земля, вода, свет, воздух, эфир, время, пространство, душа и ум (манас) - таковы девять видов субстанций. Из них первые пять называются физическими элементами, поскольку каждый из них имеет специфическое, только ему присущее качество (вишеша-гуна), воспринимаемое внешним чувством. Специфическим свойством земли является запах Другие субстанции пахнут лишь постольку, поскольку они смешаны с некоторым количеством земли. Мутная вода пахнет, тогда как чистая вода не имеет запаха. Вкус есть специфическое свойство воды, цвет - света, осязание - воздуха, звук - эфира. Эти пять специфических качеств воспринимаются пятью внешними чувствами. Каждое такое чувство образовано тем физическим элементом, специфическое качество которого воспринимается этим чувством.

Чувство запаха - обоняние - порождено элементом земли, чувство вкуса - водой, зрение - светом, осязание - воздухом, слух - эфиром. Мы видим, что субстанции земли, как и благоухающие частицы в пахнущих предметах, проявляют качество запаха. Из этого мы заключаем, что чувство запаха, выявляющее запах, порождается землей. Подобным же образом можно доказать, что чувства вкуса, зрения, осязания и слуха так же порождены физическими элементами - водой, светом, воздухом или эфиром.

Субстанции земли, воды, света и воздуха бывают двух видов: вечные и невечные. Атомы земли, воды, света и воздуха вечны потому, что они не имеют частей и не могут быть ни созданы, ни разрушены. Всякий же другой вид земли, воды и т. п. не может считаться вечным, ибо он образован рядом атомов и подвержен поэтому распаду и разрушению. В обычных условиях увидеть атом невозможно. О его существовании мы узнаем посредством вывода вроде следующего: 'Обычные сложные предметы, как, например, кувшины, столы и кресла, состоят из частей. Все, что произведено, должно состоять из частей, ибо произвести вещь - значит скомбинировать определенные части в определенном порядке'.

Далее, если мы начнем дробить данную вещь на составляющие ее части, она будет все больше уменьшаться, пока наконец не станет настолько малой, что далее ее нельзя будет делить. Эти оставшиеся неделимые мельчайшие частицы и называются атомами Нерасчленимый, не имеющий частей атом не может быть создан, ибо создавать - это значит комбинировать части. Равным образом атом не может быть и разрушен, так как разрушить вещь - значит разбить ее на составные части. Таким образом, несозданные, а равно и неразрушимые атомы - или самые мельчайшие частицы вещи - вечны. Имеется четыре рода атомов, каждый из которых обладает своим особым качеством. Таким образом, теория вайшешики отличается от теории греческих атомистов, которые, как, например, Демокрит, утверждали, что атомы однородны и что они различаются количественно, но не качественно.

<<<НазадВперед>>>
Cтраницы :  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10 

Рейтинг : 14327     Комментарии к статье
Copyright (c) RIN 2002- * Обратная связь