Таким образом, осевое время как бы проливает свет на всю историю
человечества, дает возможность создать структуру мировой истории. Его
значение в том, что оно знаменует собой исчезновение великих культур
древности, существовавших тысячелетиями; тем, что свершилось тогда,
человечество живет до сегодняшнего дня. Ренессанс - это воспоминание об
осевом времени. Вначале осевое время ограничего в пространственном
отношении, но исторически оно становится всеохватывающим. Какова же схема
мировой истории, по Ясперсу?
Из темных глубин доистории, длящейся сотни тысячелетий, возникают великие
культуры древности - в Месопотамии, в Египте, в долине Инда и Хуанхэ. В
период с 800 по 200 гг. до н.э. формируется духовная основа человечества,
причем независимо друг от друга в трех различных местах - в Европе, с ее
поляризацией Востока и Запада; в Индии и Китае.
На Западе, в Европе, в конце средних веков возникает современная наука, а
позже, с конца XVIII ст. следует эра техники. Это первое после осевого
времени действительно новое свершение духовного и материального характера.
Но наша история совершается между истоками и целью. Истоки, как уже было
сказано, не могут быть осмыслены нами или представлены четко и
определенно; что же касается цели, то ее конкретный образ мы также не
можем обрисовать. Как видно, истоки и цель связаны друг с другом.
Символически это можно выразить та: истоки - "в создании человека", цель -
"в вечном царстве душ". Последнее надо понимать как воплощение идеи
единства всех людей; той идеи, которая всегда присутствует глубоко в
сознании людей и осознается ими как идеал человеческого общежития.
История движется под знаком единства, подчиненная представлениям и идеям
единства. Это можно объяснить так: человечество, видимо, возникло из
единых истоков, выйдя из которых оно развивалось в бесконечной
изолированности - в форме национальных государств,различия рас, культу,
социальных институтов, языков,религий и т.д., но затем оно стало
стремиться к воссоединению. Однако единство в конечной цели -
беспредельная задача; ведь все становящиеся для нас зримыми виды единства
(политическое, национальное, культурное, экономическое и др.) лишь
частичны, они скорее являются предпосылками возможного единства или
нивелированием, за которым скрывается бездна чуждости, отталкивания и
борьбы. Завершенное единство не может быть выражено ясно и непротиворечиво
даже в идеале, оно не может обрести реальность ни в совершенном человеке,
ни в правильном мироустройстве или проникновенном и открытом
взаимопонимании и согласии. Единое поэтому это бесконечно далекая точка
соотнесения, одновременно истоки и цель: это единство трансцендентальности
(неэмпирического постижения).
В качестве такового оно не может быть установлено, не может быть
исключительно достоянием какой-либо исторической веры, которая могла бы
быть навязана всем в качестве абсолютной истины.
Если мировая история движется от одного полюса к другому, то происходит
это таким образом, что все, доступное нам, заключено между этими полюсами.
Это - становление единств, преисполненные энтузиазма поиски единства,
которые сменяются столь же страстным разрушением единств. Так, делает
вывод Ясперс, глубочайшее единство возносится до невидимой религии, до
тайного царства духов открытости, бытия и согласия душ. Напротив,
историчным остается движение между началом и концом, которое никогда не
приводит к тому, что оно, по существу, означает, но всегда содержит его в
себе.
Таким образом, мы всегда находимся внутри истории, но и всегда чувствуем
неудовлетворенность ею. Сама постановка вопроса об истоках и цели говорит
о том, что мы пытаемся постичь ее глубинную тайну, стремясь опереться на
некую внешнюю точку, т.е. мы мысленно всегда выходим за пределы истории.
Поэтому понимание истории в ее целостности выводит нас за ее пределы; она
уже перестает быть историей, ибо приближает нас к вожделенной идее
целостности.
Но вознесение над историей становится заблуждением, так как только в мире
мы обретаем возможность подняться над миром; нет пути в обход мира, путь
идет только через мир; нет пути в обход истории, путь идет только через
историю.
Идя по этому пути, мы воспринимаем настоящее как вечность во времени.
История ограничена далеким горизонтом, в котором настоящее значимо для нас
как прибежище, как некое решение, как утверждение себя, как выполнение.
Вечное являет себя как решение во времени. Поэтому история растворяется в
вечности настоящего.
Однако в самой истории перспектива времени остается, возможно, в виде
длительной, очень длительной истории человечества на единой для нас всех
планете. И каждый человек в этой перспективе должен задать себе вопрос:
какое место он в ней занимает и во имя чего он будет действовать? Ответ он
даст себе сам, и это придаст его бытию и смысл, и цель.
Автор: И.А. Щекалов