Для проведения эксперимента важно варьировать его,
повторять, перемещать из одной области в другую, менять
обстоятельства на обратные, прекращать его, связывать у
другими и изучать в немного измененных обстоятельствах.
После этого можно перейти к решающему эксперименту.
Бэкон выдвинул опытное обобщение фактов в
качестве стержня своего метода, однако не был защитником
одностороннего его понимания. Эмпирический метод Бэкона
отличает то, что он в максимальной степени опирался на
разум при анализе фактов. Бэкон сравнивал свой метод с
искусством пчелы, которая, добывая нектар из цветов,
перерабатывает его в мед собственным умением. Он осуждал
грубых эмпириков, которые подобно муравью собирают все,
что им попадается на пути (имея в виду алхимиков), а также
тех умозрительных догматиков, которые как паук ткут
паутину знания из себя (имея в виду схоластов).
Предпосылкой реформы науки должно стать, по
замыслу Бэкона, и очищение разума от заблуждений,
которых он насчитывает четыре вида. Эти препятствия на
пути познания он называет идолами: идолы рода, пещеры,
площади, театра. Идолы рода - это ошибки, обусловленные
наследственной природой человека. Мышление человека
имеет свои недостатки, так как "уподобляется неровному
зеркалу, которое, примешивая к природе вещей свою
природу, отражает вещи в искривленном и обезображенном
виде" .
Человек постоянно истолковывает
природу по аналогии с человеком, что находит свое
выражение в телеологическом приписывании природе
конечных целей, которые ей не свойственны. В этом и
проявляется идол рода. Привычку ожидания большего
порядка в явлениях природы, чем в действительности, можно
найти в них, - это идолы рода. К идолам рода Бэкон относит
и стремление человеческого ума к необоснованным
обобщениям. Он указывал, что часто орбиты вращающихся
планет считаются за круговые, что необоснованно.
Идолы пещеры - это ошибки, которые свойственны
отдельному человеку или некоторым группам людей в силу
субъективных симпатий, предпочтений. Например, одни
исследователи верят в непогрешимый авторитет древности,
другие склонны отдавать предпочтение новому.
"Человеческий разум не сухой свет, его укрепляют воля и
страсти, а это порождает в науке желательное каждому.
Человек скорее верит в истинность того, что предпочитает...
Бесконечным числом способов, иногда незаметных, страсти
пятнают и портят разум".
Идолы площади - это ошибки, порождаемые речевым
общением и трудностью избежать влияния слов на умы
людей. Эти идолы возникают потому, что слова - только
имена, знаки для общения между собой они ничего не
говорят о том, что такое вещи. Поэтому и возникают
бесчисленные споры о словах, когда люди принимают слова
за вещи.
Идолы театра - это ошибки, связанные со слепой
верой в авторитеты, некритическим усвоением ложных
мнений и воззрений. Здесь Бэкон имел в виду систему
Аристотеля и схоластику, слепая вера в которых оказывала
сдерживающее воздействие на развитие научного знания. Он
называл истину дочерью времени, а не авторитета.
Искусственные философские построения и системы,
оказывающие отрицательное влияние на умы людей, - это
своего рода "философский театр", по его мнению.
Разработанный Бэконом индуктивный метод,
лежащий в основе науки, должен, по его мнению,
исследовать внутреннее присущие материи формы,
являющиеся материальной сущностью принадлежащего
предмету свойства - определенного вида движения. Чтобы
выделить форму свойства, надо отделить от предмета все
случайное. Это исключение случайного, конечно, -
мысленный процесс, абстракция. Бэконовские формы - это
формы "простых природ", или свойств, которые изучают
физики. Простые природы - это такие вещи, как горячее,
влажное, холодное, тяжелое и т.д. Они подобны "алфавиту
природы", из которого многие вещи могут быть составлены.
Бэкон ссылается на формы, как на "законы". Они -
детерминанты и элементы фундаментальных структур мира.
Сочетание различных простых форм дает все разнообразие
реальных вещей. Развитое Бэконом понимание формы
противопоставлялось им умозрительному толкованию формы
у Платона и Аристотеля, так как для Бэкона форма - своего
рода движение материальных частиц, составляющих тело.
В теории познания, для Бэкона, главное - исследовать
причины явлений. Причины могут быть разными - или
действующими, которыми занимается физика, или
конечными, которыми занимается метафизика.