Сделать стартовойСделать закладку
Интересные материалы

Философия:Учение Аристотеля о противоположности и противоречии Проблема противоположностей была поставлена задолго до Аристотеля Гераклитом

Философия:Джеймс Уильям Джеймс Уильям (1842-1910) был прежде всего психологом, но он имеет значение как философ по двум причинам: он создал учение, которое назвал **радикальным эмпиризмом**, и был одним из трех поборников теории, называемой **прагматизмом** или **инструментализмом**.

Боевые искусства:История несостоявшегося изнасилования Эта статья написана для людей, которые предпочитают учиться на чужих ошибках. В первую очередь она предназначена для представительниц прекрасного, но слабого пола - хотя и мужчины, вероятно, смогут найти в ней полезную информацию.

Парапсихология:Часть V Саббат Злейший враг Камариллы - ужасная секта под названием Саббат. Изначально остатки разбитых групп анархов, Саббат развился - или деградировал - в нечто значительно более смертельное

Непознанное:Сенсетивы Еще в самом начале своей исследовательской работы Шафика встретила Эдгара Кэйси, снискавшего впоследствии славу "спящего пророка". Он мог погружать себя в особое гипнотическое состояние и "наблюдать" за пациентом, находящимся за сотни миль.

:· Что есть философия?
:· История философии
:· Философия и наука
:· Теория познания
:· Феншуй
:· Философия религии
:· Философия истории
:· Политическая философия
:· Русская философия
:· Философы
:· Философия Америки
:· Афоризмы
:· Литература
:· Организации и люди
:· Гостевая
Философия / Философы / Кант Иммануил / 


Кант Иммануил


Критика способности суждения. Кантовская третья 'Критика', Критика способности суждения (Kritik der Urteilskraft, 1789-1790), состоит из двух частей. 'Критика эстетической способности суждения' содержит тщательно продуманную теорию прекрасного и возвышенного. 'Критика телеологической способности суждения' дополняет и в определенной степени проясняет его телеологическую доктрину и учение об идеях разума, которые содержатся в первой 'Критике'. Можно сказать, что общей темой двух частей является вопрос о нашем неявном полагании целесообразности вещей, которым с точки зрения теоретического разума и естественнонаучного знания не может быть приписано никакой цели. Исследователи Канта усматривают достоинства третьей 'Критики' в разных вещах: некоторые, особенно идеалисты, полагают, что она является кульминационным пунктом критической философии; другие, прежде всего эмпиристы, склонны видеть в ней добавление, которое составляет угрозу единству кантовской системы.

Как бы там ни было, кантовское обсуждение вопросов эстетики вызывает постоянный интерес. Опыт прекрасного, полагает Кант, является особым - незаинтересованным и бескорыстным удовольствием, которое мы испытываем при созерцании формы объекта. Это эстетическое удовлетворение возникает, когда предстающее перед нами не рассматривается в качестве объекта для определенной цели или желания, не берется в отношении к какому-то определенному теоретическому понятию, но таким образом возбуждает свободную игру познавательных способностей, что приводит воображение в гармонию с рассудком. В отнесении к объекту это чувство гармонии есть не что иное, как 'формальная целесообразность' данного объекта. Когда такое созерцательное удовольствие считают тесно связанным с самим объектом - и не только для того, кто испытывает это удовольствие, но и для всякого другого человека, - то данный объект называют прекрасным.

Чувство возвышенного, напротив, обязано ощущению несоразмерности между воображением и понятием. Когда мы бесстрастно созерцаем вещь, которая либо по своей величине, либо по своей мощи такова, что никакой образ, создаваемый нами, не адекватен ее идее, мы считаем этот объект возвышенным.

Философия права. Кантовская философия права, которая излагается в первой части Метафизики нравов, вырастает из этики. И право, и мораль имеют дело с правильным и неправильным. Однако морально правильное, с точки зрения Канта, - это проблема мотивов, юридическая же правильность должна относиться лишь ко внешней стороне поступков. 'Всякое действие, - говорит Кант, - правильно, которое в себе самом, или в максиме, на основании которой оно совершается, таково, что может сосуществовать со свободой воли каждого и всех, согласно всеобщему закону'. Это фундаментальное требование показывает, что кантовский подход опирается как на традицию 'естественного права' в юридической и политической теории, так и на индивидуализм, характерный для Просвещения.

Свободу индивида, коль скоро она может сосуществовать с такой же свободой всех, Кант рассматривает как прирожденное право человека. Все люди равны перед законом, и каждый имеет право не быть обязанным делать что-либо, кроме того, что он может вменить в обязанность другим. В 'естественном состоянии' индивид также имеет право претендовать на обладание тем, на что еще никто не претендовал, тем, на что он распространил свою волю. Однако, поскольку вышеупомянутые права являются общими для всех людей и, в отсутствие принятого закона, никто не связан обязательством воздерживаться от посягательства на чужое, если нет гарантий неприкосновенности своего, такое естественное право на вещи носит лишь предварительный характер, пока оно не будет подтверждено законом организованного общества - государства. Кант рассматривает образование государства в качестве веления самого практического разума, поскольку любое справедливое регулирование отношений 'мое-твое' предполагает гражданское единство государства и провозглашенный им закон.

В справедливом государстве законодательная власть, являющаяся источником конкретных законов, может принадлежать только объединенной воле народа, и гражданин оставляет за собой три неотъемлемых права: конституционную свободу, гражданское равенство и политическую независимость.

Социально-политические доктрины Канта получили дальнейшую разработку в его Идее всеобщей истории во всемирно-гражданском плане (Idee zu einer allgemeinen Geschichte in weltbrgerlicher Absicht, 1784), а также в трактате К вечному миру (Zum ewigen Frieden, 1795). В этой последней работе он утверждает, что устойчивый мир может быть достигнут только посредством добровольного союза государств, каждое из которых имеет республиканскую форму организации и представительное правление.

Философия религии Канта в основном представлена в работе Религия в пределах только разума. Как уже отмечалось, значимость религиозной веры может, согласно Канту, происходить только из моральных принципов и природы нравственной жизни; только в этом случае необходимость веры имеет разумное основание. Кантовские взгляды порождают в итоге деизм, который также может быть с некоторым основанием назван этическим теизмом; он включает идею народа божьего как этической общности, которая может быть осуществлена только в форме церкви, в истоке которой - историческая вера (вера откровения), а в основании - Священное Писание. Однако Кант жестко критикует клерикализм и государственную религию: 'Постепенный переход церковной веры к единодержавию чистой религиозной веры есть приближение царства Божия'.

Литература
Кант И. Сочинения в шести томах. М., 1963-1966 Кант И. Трактаты и письма. М., 1980

<<<Назад
Cтраницы :  1  2  3  4  5 

Рейтинг : 14853     Комментарии к статье
Copyright (c) RIN 2002- * Обратная связь