Сделать стартовойСделать закладку
Интересные материалы

Парапсихология:Принцип ритма В применении к эволюции каждого отдельного человека принцип ритма, согласно оккультному учению, проявляется в виде чередования воплощений на земле или иной планете с периодами пребывания души в иных плоскостях бытия - в мирах астральном и ментальном, где душа как бы отдыхает от работы, совершенной ею

Парапсихология:От пьянства

Теософия и эзотерика:Что такое теософия ? (А. Безант) Нигде нет ничего, кpоме Бога. Ничего, кpоме Бога во всем многообpазии фоpм. Всякая мысль, всякое сознание - Его мысль, Его сознание, ибо ОН - Единая Вечная Жизнь

Теософия и эзотерика:I Елена Петровна Блаватская, рожденная Ган, более известная у нас в России под литературным псевдонимом Радды-Бай

Философия:Диалектика после Гегеля Гегелевскую философию тождества разума и действительности иногда характеризуют как (абсолютный) идеализм, поскольку она утверждает, что действительность подобна сознанию или разуму

:· Что есть философия?
:· История философии
:· Философия и наука
:· Теория познания
:· Феншуй
:· Философия религии
:· Философия истории
:· Политическая философия
:· Русская философия
:· Философы
:· Философия Америки
:· Афоризмы
:· Литература
:· Организации и люди
:· Гостевая
Философия / Философия Америки / Ранняя американская философия / 


Ранняя американская философия

корабль"Мэйфлауэр"


Ранняя американская философия - это философия и входящие в ее орбиту формы философской деятельности в североамериканских колониях Великобритании, а затем в Соединенных Штатах Америки вплоть до Гражданской войны между Севером и Югом и оформления американского прагматизма в середине 70-х годов XIX века.

В 1877-1878 годах в Америке было опубликовано две статьи, озаглавленные "Закрепление верования" и "Как сделать ясными наши идеи". Статьи эти, написанные математиком и философом Чарлзом Сандерсом Пирсом (1839-1914), стали своеобразной философской классикой. Они ознаменовали выход на американскую и даже мировую философскую арену прагматизма, которого ожидала долгая историческая судьба, не завершившаяся и поныне. Пирс, создавший оригинальное мировоззренческое учение, открыл "золотой век" американской философии и отчетливо обозначил ее переход от раннего этапа развития к этапу зрелых теоретических форм, вполне отвечающих мировым канонам. "Золотой век" американской философии, который западные исследователи связывают также с творчеством Уильяма Джемса (1842-1910) и Джона Дьюи (1859-1952) - оба философа были последователями Пирса, - а также стоявших особняком Джосайи Ройса (1855-1916) и Джорджа Сантаяны (1863-1952), - название совершенно условное и во многом уязвимое. Но оно обладает одним чисто стилистическим достоинством - образно раскрывает смысл теоретического расцвета философской мысли в США последней трети XIX - начала XX века. Но что же тогда творилось в американской философской мысли до "золотого века", мог ли он настать сам собой, вырасти из ничего, без соответствующей исторической и теоретической подготовки, занимавшей, надо думать, длительный временной период?

Совершенно очевидно, что существовала эпоха, предшествовавшая "золотому веку" американской философии и сделавшая возможным само его возникновение. (Такое логическое обоснование "на кончике пера" необходимости ранней американской философии чем-то напоминает абстрактно-математическое открытие У. Леверье планеты Нептун, предвосхитившее визуальное открытие этой планеты. Впрочем, и без умозрительных "фигур" ранняя американская философия вполне наблюдаема.)

. "Бронзовый век" американской философии... Мы говорим прежде о "золотом веке" и о том, что это весьма условное метафорическое наименование, относящееся к первым широкомасштабным дстижениям американской теоретической философской мысли конца - XIX - начала XX века. Можно ли в таком случае раннюю американскую философию сравнить с бронзовым веком? Любой историк укажет на то, что "золотой век" - образ мифологический, тогда как понятие бронзового века вполне исторично.


Несмотря на не вполне сформировавшиеся представления о предмете философии ранних американских мыслителей, отнесение того или иного философа к числу представителей ранней американской философии ни в коем случае не означает уменьшение его авторитета. "Ранний" лишь означает принадлежность к периоду становления, обладавшему своей неповторимой исторической спецификой. Так, Уильям Джемс, принадлежавший к "золотому веку" американской философии, не имеет ровным счетом никаких "преимуществ" перед Ралфом Эмерсоном, которого отнесём к раннему этапу американской философской мысли. (Точно так же, как, например, первые греческие философы милетской школы столь же важны для нас, сколь и "предфилософ" Гесиод, а Фома Аквинский не более велик в нашем понимании, чем представитель ранней (!) философии Аврелий Августин.) Все это объясняется тем, что абсолютной "табели о рангах" в истории философии нет и каждый оригинальный мыслитель, проникший в духовные глубины своего времени, имеет очень важное значение для всех последующих поколений. Вопрос состоит лишь в том, насколько тонко он понял и истолковал эти глубины, и потому только степень интеллектуальной прозорливости философа делает его интересным или неинтересным для нас. Скажем прямо, "ранние" американцы вполне выдерживают такое испытание временем; более того, время как бы снимает патину с их духовного наследия, делая его весьма любопытнытным, примечательным и во многом поучительным для людей XXI века.

Вперед>>>
Cтраницы :  1  2  3 

Рейтинг : 6769     Комментарии к статье
Copyright (c) RIN 2002- * Обратная связь