Сделать стартовойСделать закладку
Интересные материалы

Непознанное:Вода живая и мёртвая Вода является одним из загадочнейших веществ на Земле. Современная наука многого не знает о ней, в том числе и о природе её происхождения

Непознанное:Животные "Братья наши..." меньшие или всё-таки старшие?

Теософия и эзотерика:Упражнения по развитию памяти Сновидение - это не pассказ, не повесть, не кинофильм и не пьеса. Это нечто, пpоисходящее в пpостpанстве. Hекое пpоявление пpостpанства

Парапсихология:Заговорить сильную лихорадку

Боевые искусства:Годзю-рю Многие преподаватели каратэ ругают Годзю-рю за жесткость и считают, что регулрная ежедневная практика ката Сантин влетс причиной высокого кровного давления и ожирения среди занимающихся в возрасте свыше 40 лет. По слухам, некоторые исполнители этого ката более старшего возраста испытывают трудности при подъеме рук выше уровня плеч. Неизвестно, одобрял ли Тёдзюн Мияги динамическог напряжение при зантиях Годзю-рю и, как следствие этого, процесс общего напряжения мышц. Однако нельз отрицать тот факт, что случаи преждевременной смерти, вызванной болезнями, свзанными с высоким кровяным давлением, довольно часты среди лиц, занимающихся Годзю-рю.

:· Что есть философия?
:· История философии
:· Философия и наука
:· Теория познания
:· Феншуй
:· Философия религии
:· Философия истории
:· Политическая философия
:· Русская философия
:· Философы
:· Философия Америки
:· Афоризмы
:· Литература
:· Организации и люди
:· Гостевая
Философия / Философия Америки / Ранняя американская философия / 


Ранняя американская философия

корабль"Мэйфлауэр"


Ранняя американская философия - это философия и входящие в ее орбиту формы философской деятельности в североамериканских колониях Великобритании, а затем в Соединенных Штатах Америки вплоть до Гражданской войны между Севером и Югом и оформления американского прагматизма в середине 70-х годов XIX века.

В 1877-1878 годах в Америке было опубликовано две статьи, озаглавленные "Закрепление верования" и "Как сделать ясными наши идеи". Статьи эти, написанные математиком и философом Чарлзом Сандерсом Пирсом (1839-1914), стали своеобразной философской классикой. Они ознаменовали выход на американскую и даже мировую философскую арену прагматизма, которого ожидала долгая историческая судьба, не завершившаяся и поныне. Пирс, создавший оригинальное мировоззренческое учение, открыл "золотой век" американской философии и отчетливо обозначил ее переход от раннего этапа развития к этапу зрелых теоретических форм, вполне отвечающих мировым канонам. "Золотой век" американской философии, который западные исследователи связывают также с творчеством Уильяма Джемса (1842-1910) и Джона Дьюи (1859-1952) - оба философа были последователями Пирса, - а также стоявших особняком Джосайи Ройса (1855-1916) и Джорджа Сантаяны (1863-1952), - название совершенно условное и во многом уязвимое. Но оно обладает одним чисто стилистическим достоинством - образно раскрывает смысл теоретического расцвета философской мысли в США последней трети XIX - начала XX века. Но что же тогда творилось в американской философской мысли до "золотого века", мог ли он настать сам собой, вырасти из ничего, без соответствующей исторической и теоретической подготовки, занимавшей, надо думать, длительный временной период?

Совершенно очевидно, что существовала эпоха, предшествовавшая "золотому веку" американской философии и сделавшая возможным само его возникновение. (Такое логическое обоснование "на кончике пера" необходимости ранней американской философии чем-то напоминает абстрактно-математическое открытие У. Леверье планеты Нептун, предвосхитившее визуальное открытие этой планеты. Впрочем, и без умозрительных "фигур" ранняя американская философия вполне наблюдаема.)

. "Бронзовый век" американской философии... Мы говорим прежде о "золотом веке" и о том, что это весьма условное метафорическое наименование, относящееся к первым широкомасштабным дстижениям американской теоретической философской мысли конца - XIX - начала XX века. Можно ли в таком случае раннюю американскую философию сравнить с бронзовым веком? Любой историк укажет на то, что "золотой век" - образ мифологический, тогда как понятие бронзового века вполне исторично.


Несмотря на не вполне сформировавшиеся представления о предмете философии ранних американских мыслителей, отнесение того или иного философа к числу представителей ранней американской философии ни в коем случае не означает уменьшение его авторитета. "Ранний" лишь означает принадлежность к периоду становления, обладавшему своей неповторимой исторической спецификой. Так, Уильям Джемс, принадлежавший к "золотому веку" американской философии, не имеет ровным счетом никаких "преимуществ" перед Ралфом Эмерсоном, которого отнесём к раннему этапу американской философской мысли. (Точно так же, как, например, первые греческие философы милетской школы столь же важны для нас, сколь и "предфилософ" Гесиод, а Фома Аквинский не более велик в нашем понимании, чем представитель ранней (!) философии Аврелий Августин.) Все это объясняется тем, что абсолютной "табели о рангах" в истории философии нет и каждый оригинальный мыслитель, проникший в духовные глубины своего времени, имеет очень важное значение для всех последующих поколений. Вопрос состоит лишь в том, насколько тонко он понял и истолковал эти глубины, и потому только степень интеллектуальной прозорливости философа делает его интересным или неинтересным для нас. Скажем прямо, "ранние" американцы вполне выдерживают такое испытание временем; более того, время как бы снимает патину с их духовного наследия, делая его весьма любопытнытным, примечательным и во многом поучительным для людей XXI века.

Вперед>>>
Cтраницы :  1  2  3 

Рейтинг : 6823     Комментарии к статье
Copyright (c) RIN 2002- * Обратная связь