Сделать стартовойСделать закладку
Интересные материалы

Философия:Платон Платон родился в 427г. до н.э. в Афинах. Он- ученик Сократа

Боевые искусства:Общие сведения Попривыкнув к словесному сквозняку вокруг идеи единоборчества, определимся в одном организующем начале этого явления. Будем исходить из того, что мир поделен между ортодоксальностью и свободомыслием, закономерностью и случайностью, теорией и практикой, то есть консерватизмом и либерализмом бытия.

Парапсихология:Стул

Философия:Гиляров-Платонов Никита Петрович (1824-1887) Гиляров-Платонов Никита Петрович- философ, публицист. Профессор Московской Духовной Академии. Пытался проанализировать диалектику Гегеля с позиций формальной логики. Близок славянофилам.Гиляров-Платонов в 1846 году высказал мысль, что после падения гегелевского рационализма воззрение, ставшее на его место, должно перенести свои исследования в другую сферу и искать полного своего выражения в решении других вопросов, а не в вопросе о природе мысли, как делал это рационализм.

:· Что есть философия?
:· История философии
:· Философия и наука
:· Теория познания
:· Философия религии
:· Философия истории
:· Политическая философия
:· Русская философия
:· Философы
:· Философия Америки
:· Афоризмы
:· Литература
:· Организации и люди
:· Гостевая
Философия / Что есть философия? / Неокантианство / 


Неокантианство

Иммануил Кант


Неокантианство, течение идеалистической философии конца 19 - 1-й трети 20 вв., пытавшееся осмыслить основные проблемы философии на основе обновленной интерпретации учения И. Канта. Возникло в 60-х гг. 19 в. в Германии; расцвет его относится к периоду 90-х гг. 19 в. - 20-х гг. 20 в., когда Неокантианство возобладало в ряде немецких университетов и его влияние распространилось далеко за пределы Германии. В 1904 было основано "Кантовское общество", в 1896 начал издаваться журнал "Kantstudien" (с 1953 изд. в Бонне). С 1930-х гг. в условиях общего кризиса буржуазного либерализма Неокантианство постепенно утрачивает своё влияние.

Первым толчком к Неокантианству явилось идеалистическое истолкование физиологии внешних чувств немецкими физиологами 19 в. И. Мюллером (так называемый закон специфической энергии внешних чувств), М. Ферворном и особенно Г. Гельмгольцем (ощущение как простой знак предмета, не имеющий с ним никакого сходства; априорный характер закона причинности и др.). Значительную роль в подготовке Неокантианства сыграл Ф. А. Ланге. Отрицая "метафизику" и пропагандируя эмпиризм, Ланге одновременно отвергал и материализм; априорные категории значимы только в пределах опыта, их источник - наша умственная организация, "вещь в себе" - только "пограничное понятие" нашего мышления.

Основателем и главой марбургской школы Неокантианства был Г. Коген. "Исправляя" Канта, он попытался обосновать идеализм более последовательный, чем кантовский, представляя его как логическое и гносеологическое учение, якобы необходимое для объяснения возможности науки высшего типа - математики и математического естествознания. Бытие для Когена - не ощущаемое, а категориально мыслимое бытие; пространство и время - не формы чувственной интуиции, а категории логического мышления. Отсюда - тезис об "имманентности" бытия сознанию. Отказ Когена от кантовской теории "аффицирования" чувственности "вещами в себе" неотделим от его критики понятия "данности": предмет познания не "дан", а лишь "задан", он последовательно создаётся посредством актов категориального синтеза, осуществляемых согласно априорным категориям и формам мышления. Как идеалист Коген утверждает, будто то, что обычное сознание принимает за "данную" действительность, есть на самом деле порождение понятий наук (так, "материя" была впервые создана Галилеем, поскольку он первый дал научное определение понятия материи).

Второй - наряду с логикой - основной философской наукой является для марбургской школы этика, которая опирается на учение о праве и государстве. "Истинный" человек предстаёт у Когена в его общении с людьми как юридическое лицо; государство - высшая форма юридического лица. В когеновской концепции так называемого этического социализма движение к социалистическому идеалу признаётся вечным, а реальное достижение этого идеала - фактически неосуществимым: эта концепция легла в основу ревизии марксизма у Э. Бернштейна, сформулировавшего тезис: "Движение - всё, конечная цель - ничто".

Вперед>>>
Cтраницы :  1  2 

Рейтинг : 2415     Комментарии к статье

 Риккерт Генрих ,представитель неокантианства.

Риккерт Генрих (1863-1936), немецкий философ, один из основателей баденской школы неокантианства. С 1894 профессор Фрейбургского, с 1916 - Гейдельбергского университетов.Философия, по Риккерту, представляет собой науку о ценностях, которые образуют "... совершенно самостоятельное царство, лежащее по ту сторону субъекта и объекта"... ...
Подробнее>>>

 Русское неокантианство

Русское неокантианство конца XIX - начала XX вв. представляет собой сложное, неоднозначное явление. Нет никаких сомнений в том, что оно оказало существенное влияние на развитие русской философии и духовной культуры вообще. В России существовала сложившаяся традиция философии неокантианства, которая доныне в современной литературе остается малоизученной. ...
Подробнее>>>

Copyright (c) RIN 2002- * Обратная связь