Сделать стартовойСделать закладку
Интересные материалы

Непознанное:Что за чередой смертей? Проблема сохранности имущества египетских фараонов, с которыми они отправлялись в загробный мир, волновала еще строителей пирамид. Против грабителей применялись хитроумные системы ловушек, ложных ходов и камер, замуровок и искусственных лжегробниц. Но особенно рассчитывали на страшную силу заклятий

Боевые искусства:Бусидо Одним из следствий образования сословия воинов было формирование специфического мировоззрения военно-служилого дворянства - БУСИДО - неписанного кодекса поведения самурая в феодальном обществе, пердствалявшего собой свод правил и норм "истинного и идеального воина".

Непознанное:Тайна большого Сфинкса Гигантская статуя загадочного зверя охраняет секрет эликсира бессмертия.

Философия:Аксаков Иван Сергеевич (1823 - 1886) Аксаков Иван Сергеевич- публицист, идеолог славянофильства. Закончил училище правоведения в Петербурге (1842). ". По своим взглядам близок Хомякову и К.С.Аксакову. Критиковал западный рационализм. Доминантой мировоззрения Аксаков - идея народности - вера, община, народный быт. Предложил проект самоупразднения дворянства как сословия. Тесные отношения связывали Аксаков с Достоевским, Тютчевым, Соловьевым.

Боевые искусства:Техника катамэ-вадза в школе дзю-дзюцу Огури-рю Огури-рю - малоизвестная, но весьма оригинальная школа бу-дзюцу ("воинские искусства"). Она включала такие разделы как кэн-дзюцу (фехтование мечом), иай-дзюцу (искусство выхватывания меча), кодати-дзюцу (искусство фехтования коротким мечом)

:· Что есть философия?
:· История философии
:· Философия и наука
:· Теория познания
:· Феншуй
:· Философия религии
:· Философия истории
:· Политическая философия
:· Русская философия
:· Философы
:· Философия Америки
:· Афоризмы
:· Литература
:· Организации и люди
:· Гостевая
Философия / Теория познания / Анархистская теория познания Пола Фейерабенда. / 


Анархистская теория познания Пола Фейерабенда.

труды Пол Фейерабенда


Родился Пол Фейерабенд в 1924 году, умер в 1994, почти всю жизнь проработал преподавателем в ВУЗе, а себя называл эпистемологическим анархистом , то есть философом резко ставящим под большое сомнение фундаментальные основы науки(но ни саму науку) и той части философии, которая от неё в первую очередь отталкивается. "Против методологического принуждения. Очерк анархисткой теории познания" - основная работа Фейерабенда в области гносеологии.

В гносеологии у него всего три позитивных тезиса. Это:
пролиферация идей и теорий;
контриндукция;
требование подробнее останавливаться на языке наблюдения.

Что значит пролиферация ? Это значит, что движение науки есть ни постепенный ряд шажков к истине, а плавание в океане взаимно несоизмеримых альтернатив, когда познающий субъект всё дальше отделяется от берега: горизонт, конечно, расширяется, но противоположного берега не видно. То есть Фейерабенд рушит представление о движении науки как о постепенном поступательном развитии, каковое до сих пор лежит в общественном сознании и головах многих учёных со времени эпохи Просвещения , являясь прямым отголоском порождённым ею веры в прогресс. Движение есть, и , может быть, даже вперёд, но оно порождает такое негативное явление как убеждённость учёных мужей в том, что в конечном счёте должна быть одна идея, одна теория наиболее правильная , а все остальное не совсем серьёзно. Подобная же убеждённость, при том что истина всегда относительна, есть явная авторитарная тенденция в науке, которая наносит вред ей самой же. Для объективного познания необходимо разнообразие мнений. И метод, поощряющий подобное разнообразие, является единственным совместимым с гуманистической традицией.

Что значит контриндукция? Существует ещё одно распрастранённое убеждение, что истина появляется на свет однажды после того как много-много лет подряд учёный-жук изучал горы материала и все обобщал то есть совершал индукцию, или, наоборот, дедуцировал, и вот, стряхнув с колен библиотечную пыль, он выходит, наконец, к жаждующей публике из своей лаборатории, чтобы осчастливить её новым открытием. Фейерабенд же считает, что нет никакой такой индукции или дедукции, потомучто в действиеельности значительные открытия, хотя и происходят на основании ранее добытых знаний, появляются в результате резкого противопоставления тем выводам, которые были сделаны ранее. То есть новое открытие несёт в себе некоторый отрицательный, разрушительный, но жизненный заряд. То есть новые теории ни напрямую выводятся из старых, а выводятся из оснований старым теориям противоречащим это есть контриндуция, которая по Фейерабенду есть совершенно очевидный гносеологический метод .

И, в-третьих, что значит останавливаться подробнее на языке наблюдений? "Термины наблюдения это троянский конь, за которым нужно следить,"- говорит Фейерабенд. То есть: нет никакой единой универсально общей науки как в пространстве, так и(что самое главное) во времени, и потому ни только разные учёные могут вкладывать разный смысл в разные понятия это проблема решаемая, а новые или принципиально различные по сути явления могут выражаться одним и тем же понятием. Например, Фейерабенд приводит рассуждение противников Галилея, которые утверждали, что если Земля действительно крутиться, то траектория брошенного с башни камня должна быть кривой. То есть, для них движение камня происходит в некоем абсолютном пространстве, в то время как он лишь элемент той сферы(воздушного пространства Земли) которая сама движется и относительно её вообще находится в состоянии покоя. Или, например, когда мы идём ночью, то нам кажется, что Луна движется вместе с нами. А потому адекватная методология должна быть предельно внимательна к языку наблюдений, должна выработать в себе методы решения подобных проблем, потому что сама система воспитания и образования в нашем обществе построены так, что часто высказывание и феномен сливаются в нашем представлении.

Вперед>>>
Cтраницы :  1  2 

Рейтинг : 8107     Комментарии к статье
Комментарий от ovlm7 для Анархистская теория познания Пола Фейерабенда. от 2007-11-20
1c13cc68 3795508e 547 Interesting web page is, i\'ll see you later one more time
Комментарий от Дмитрий Рогозин для Анархистская теория познания Пола Фейерабенда. от 2004-09-20
Добротный текст, но где же ссылки на первоисточники?
Copyright (c) RIN 2002- * Обратная связь