Сделать стартовойСделать закладку
Интересные материалы

Философия:Основные черты философии нового времени Новое время, начавшееся в 17 веке стало эпохой утверждения и постепенной победы в Западной Европы капитализма, как нового способа производства, эпохой быстрого развития науки и техники

Парапсихология:Для мира меж соседями

Философия:Риккерт Генрих ,представитель неокантианства. Риккерт Генрих (1863-1936), немецкий философ, один из основателей баденской школы неокантианства. С 1894 профессор Фрейбургского, с 1916 - Гейдельбергского университетов.Философия, по Риккерту, представляет собой науку о ценностях, которые образуют "... совершенно самостоятельное царство, лежащее по ту сторону субъекта и объекта"...

Непознанное:Лунный корабль для проекта Н1-Л3. Проект Н1-Л3 был слишком большим для одного предприятия (в США на "Аполлон" работало свыше 20000 организаций). ОКБ-1 Королёва было назначено главным по Н1-Л3. Сам лунный корабль было поручено разработать ОКБ-586 (КБ "Южное" в Днепропетровске), а руководителем по этой части был назначен Янгель.

Парапсихология:Западные драконы В отличие от восточных, западные драконы обычно представляются злобными, жаждущими убийства и крови, тварями. О горах золота и драгоценных камней, спрятанных в их пещерах, ходят легенды

:· Что есть философия?
:· История философии
:· Философия и наука
:· Теория познания
:· Феншуй
:· Философия религии
:· Философия истории
:· Политическая философия
:· Русская философия
:· Философы
:· Философия Америки
:· Афоризмы
:· Литература
:· Организации и люди
:· Гостевая
Философия / Теория познания / Содержательное и формальное в теории познания / 


Содержательное и формальное в теории познания

Томас Кун


Современный историк и философ науки Томас Кун подметил очень интересную и важную особенность истории науки: он изобразил ее как постоянную смену двух, качественно различных периодов - периода "нормальной науки" и "революционного" периода. Период "нормальной науки" есть период безраздельного господства той или иной так называемой "парадигмы" - определенной модели научной деятельности, состоящей из совокупности теоретических принципов, методологических норм, мировоззренческих установок, ценностных критериев. Данный период характеризуется экстенсивным накоплением, расширением научных решений, вытекающих из общепринятой в научном сообществе логической и методологической модели. Происходит своеобразная экспансия господствующей парадигмы. Но такое "мирное" завоевание "пространства" изучаемых наукой проблем не бесконечно. Победное шествие разъясняющих, комментирующих парадигму решений в конце концов сталкивается с серьезным препятствием: в рамках исходной совокупности идей постепенно накапливается все больше и больше исключений из принятых правил, т. е. проблем, принципиально неразрешимых в рамках старой парадигмы.

Возникает кризис, или "революционный" период. Начинаются поиски альтернативных идей и основанных на них парадигм. Между предлагаемыми концепциями возникает борьба, конкуренция, в результате которой победу одерживает одна из новых парадигм, что означает начало нового периода "нормальной" науки. Затем весь этот цикл повторяется.

Куновская модель развития науки позволяет проанализировать одну очень важную сторону познания - диалектику содержательного и формального в процессе постижения истины.

Томас Кун считает, что "взрывной" переход от одной парадигмы к другой невозможно понять и выразить с помощью логики. И это действительно так, но только если принимать во внимание лишь одну-единственную логику (а именно она-то больше всего и бросается в глаза) - логику формальную. Однако кроме нее есть и другая, более важная, - содержательная логика. Мы имеем эти две логики потому, что в знании человека действуют и взаимодействуют две формы. Одна из них - содержательная форма - это отражение внутренней формы самого изучаемого объекта. Эта внутренняя форма есть специфический способ организации какого-либо определенного материала, т. е. эта форма равняется содержанию изучаемого объекта. Другая форма к содержанию объекта относится безразлично, формально. Поэтому ее можно назвать формальной формой. Она и не ставит перед собой задачу разбираться с содержанием объекта, она его берет как данность и начинает эту данность "препарировать" в соответствии со своими правилами, стараясь вывести следствия, умозаключения из найденного в экспериментах и теоретических обобщениях исходного принципа, содержательного суждения, ухватывающего суть содержания объекта. Она действует по принципу условного высказывания "если..., то...". В форме условного высказывания отделяется и обособляется чисто формальный момент, который позволяет применять в познании так называемый метод формализации, в том числе и математизации. Логическое мышление здесь выступает в виде формального преобразования некоторых исходных формул по известным правилам. Это что-то вроде счета в арифметике и алгебре.

Поскольку главный период действия формальной логики падает на длительный "нормальный" период развития науки, постольку он всем виден отчетливо (очевиден), в результате чего возникает иллюзия, что это и есть вся логика.

Вперед>>>
Cтраницы :  1  2 

Рейтинг : 6467     Комментарии к статье
Комментарий от Alexwebmaster для Содержательное и формальное в теории познания от 2009-03-04
Hello webmaster I would like to share with you a link to your site write me here preonrelt@mail.ru
Комментарий от qbvnalruwp для Содержательное и формальное в теории познания от 2008-01-19
Hello! Good Site! Thanks you! axfxgegpzyrvx
Комментарий от Elizabeth для Содержательное и формальное в теории познания от 2007-11-20
bead9484 599a95b6 049 Hi, good morning to all of you... Nice Guestbook ;-) !!!
Комментарий от Anna для Содержательное и формальное в теории познания от 2007-11-20
bead9484 599a95b6 049 I spent last 2 hours browsing your website, it\'s breathtaking.
Комментарий от Elizabeth для Содержательное и формальное в теории познания от 2007-11-20
bead9484 599a95b6 049 Nice site... Cool guestbook...
Комментарий от Marshal для Содержательное и формальное в теории познания от 2007-11-20
bead9484 599a95b6 049 Fascinating site and well worth the visit. I will be back
Copyright (c) RIN 2002- * Обратная связь