Сделать стартовойСделать закладку
Интересные материалы

Боевые искусства:Стойка в стратегии

Боевые искусства:Хидэн в бу-дзюцу и будо

Парапсихология:Кладбище вампиров Такое неофициальное название получило среди археологов странное захоронение, относящееся к концу Х - началу XI века

Парапсихология:Русалка Русалка -До пояса женщина, от пояса - рыба; Merman (англ.), Triton (греч.) - до пояса мужчина, от пояса - рыба

:· Что есть философия?
:· История философии
:· Философия и наука
:· Теория познания
:· Феншуй
:· Философия религии
:· Философия истории
:· Политическая философия
:· Русская философия
:· Философы
:· Философия Америки
:· Афоризмы
:· Литература
:· Организации и люди
:· Гостевая
Философия / Философы / Сенека Луций Анней (Младший) / 


Сенека Луций Анней (Младший)

Сенека Луций Анней (Младший)


СЕНЕКА ЛУЦИЙ АННЕЙ (ок. 4 до н.э. - 65 н.э.), римский государственный деятель, стоический философ и автор трагедий. Сенека родился в Кордубе (современная Кордова, Испания), в богатой семье. Его отец и полный тезка, известный больше как Сенека Старший, был выдающимся ритором. Старший брат, Юний Галлион (первоначально носил имя Луций Анней Новат), ок. 52 был прокуратором Ахайи, упоминание о нем имеется в Деяниях апостолов (18: 12-17), и отказался рассматривать обвинение, которое выдвинули против апостола Павла иудеи в Коринфе.

Сведения о жизни Сенеки до 41 скудны. В детстве его привезла в Рим тетка (жена видного имперского чиновника), которая воспитала страдавшего слабым здоровьем мальчика. Сенека занимался риторикой, рано заинтересовался философией, сведя знакомство с представителями эклектической школы Квинта Секстия. Успешная адвокатская практика вскоре доставила Сенеке значительное состояние. Около 33 при императоре Тиберии Сенека стал квестором, что было первой ступенью в служебной карьере римлянина. Ко времени восшествия на престол Калигулы слава Сенеки как оратора и писателя возросла настолько, что возбудила зависть императора. В первый год правления Клавдия третья жена императора Мессалина добилась, чтобы Сенека был сослан на Корсику по обвинению в связи с Юлией Ливиллой, сестрой Клавдия. В 49 Агриппина, четвертая жена императора, добилась возвращения философа в Рим и сделала его и префекта претория Секста Афрания Бурра воспитателями своего сына Нерона.

Когда в 54 Нерон взошел на престол, его наставники сделались первыми советниками императора. В самом деле, великодушие Нерона на протяжении первых пяти лет пребывания у власти относят на счет руководства Бурра и в особенности Сенеки (в частности, он назывался при Нероне amicus principis, "другом принцепса"). Сенека был, по сути дела, главой имперского административного аппарата. Однако в 59 Нерон обнаружил свой подлинный характер: Сенеке и Бурру пришлось тогда, пусть неохотно, сыграть отведенную им роль в убийстве Агриппины, а Сенека даже написал для Нерона постыдный текст выступления в сенате с оправданием этого преступления. Его отношения с императором становились все более натянутыми, а после смерти Бурра в 62 Сенека подал прошение об отставке и удалился на покой, оставив все свое огромное состояние императору. В 65 Нерон заставил Сенеку покончить с собой на основании сомнительных обвинений в причастности к заговору Пизона. Тацит повествует, как мужественно, но не без театральности, обставил Сенека свой уход из жизни. Кассий Дион (155-235) в Римской истории рисует весьма непривлекательный портрет Сенеки, признавая, однако, его мудрость.

Стоицизм

Сенек проповедовал самодостаточность, достигаемая через жизнь, соответствующую природе. Это предполагает презрение к богатству и боли как к "вещам безразличным", подавление страстей ("апатия"), подчинение порядку (в том числе политическому строю). Трагедии обнаруживают симпатии Сенеки к стоикам, не только в легко выделяемых пассажах, восхваляющих простую жизнь и безразличие к внешним обстоятельствам, в подчеркивании роли правителей как служителей, а не как господ, но и, главным образом, в изображении страстей, которые стоику полагается подавлять.

Стиль

Проза Сенеки уснащена вычурными метафорами, изречениями, парадоксами, все они тщательно отделаны, так что целые абзацы превращаются в нагромождение эпиграмм. В трагедии стихомифия (диалог, в котором каждый произносит по строке) нередко превращается в игру афоризмов. В трагедии Сенеки риторика играет столь же важную роль, как ритм в стихах. В отличие от своих греческих предшественников, Сенека мало озабочен проблемой нравственного выбора. Главное для него - изобразить крайние пределы страсти.

Вперед>>>
Cтраницы :  1  2  3 

Рейтинг : 9454     Комментарии к статье
Copyright (c) RIN 2002- * Обратная связь