Сделать стартовойСделать закладку
Интересные материалы

Теософия и эзотерика:О перевоплощении Мы видели, что жизнь дробится постоянно, пока не достигнет предела дифференциации в индивидуальном человеке, который вначале проявляется в состоянии дикаря

Боевые искусства:Танцюань Танцюань относится к методам ведения боя на длинной дистанции. Из оружия имеются багуа шуанчуй, багуацзянь, багуацян, багуа даньдао, багуа шуандао, тайшибянь, эрлангунь.

Боевые искусства:Добро и зло Не существует абстрактного добра, добро всегда конкретно, и вряд ли кто-нибудь сможет это опровергнуть, Ну а коли так, вот простой пример того, что добро для одних является злом для других:

Теософия и эзотерика:Костанс Вахтмейстер

Непознанное:Плачущий мальчик Кратко история заключалась в следующем: после серии ни с чем другим не связанных возгораний было открыто, что одна и та же картина - дешевая репродукция, изображающая плачущего мальчика, - присутствовала в каждой из комнат, где начинался пожар.

:· Определение теософии
:· Е.П. Блаватская
:· Семь начал человека
:· Н.К. Рерих
:· Феншуй
:· Теософское движение
:· Карлос Кастанеда
:· Известные Теософы
:· Ошо
:· С. Гроф
:· "Призрак живых"
:· Эзотерика
:· Реоригинация
:· Эзотерика и теософия
:· Сокрытое в Коране
:· Психоделическая Индия
:· Символика смерти
:· Каббала
:· Нострадамус
:· Литература
:· Организации и люди
:· Гостевая
Теософия и эзотерика / Реоригинация / "Бессмертие: иллюзия или реальность?" (С. Е. Культин) / Примечания / 


Примечания

Работа написана на основе ранее опубликованной одноименной статьи: Культин С.Е. Бессмертие: иллюзия или реальность? Филос. Науки, 1991. ?9. С.73-84.

2Налимов В.В., Дрогалина Ж.А. Как возможно построение модели бессознательного? // Бессознательное. Т. IV. Тбилиси., 1985. С.189.

3Налимов В.В. Вездесуще ли сознание? Человек, 1991. ?6. С.22.

4Проблема CETI. Связь с внеземными цивилизациями. М., 1975. С. 121. Ограничив количество браков моих предков числом, скажем, 100, и, предположив, что вероятность брака в среднем 1/10 (всего лишь), я получаю, что вероятность моего появления, равная вероятности совместного осуществления всех 100 браков, составляет (1/10)-100! Чтобы представить себе, сколь исчезающе мало это число, примем во внимание, что, например, число фотонов во Вселенной оценивается как 1088. (Заметим, что при этой грубой оценке не учитывались вероятности рождений вступающих в брак. С учетом этих вероятностей шансы на мое рождение обращаются в ничто уже на 'расстоянии' менее чем 10 браков). Очевидно, что примирить полученный результат со здравым рассудком человека, привыкшего в реальной жизни взвешивать свои шансы на успех или неудачу, невозможно.

5Трубников Н.Н. Притча о Белом Ките. Вопр. Филос. 1989. ?1. С. 77.

6Ларошфуко Ф.де. Максимы. Паскаль Б. Мысли. Лабрюйер Ж.де. Характеры. М., 1974. С. 184.

7Устинов П. Уважаемый Я. Неделя. 1986. ?44. С.13. Надо быть большим оптимистом, чтобы считать такого рода лотерею почти невыигрышной. Впрочем, П. Устинов тут же оценивает 'цепь событий от своего рождения до времен незапамятных как 'абсолютно невероятную', что, конечно, гораздо реалистичнее.

'Бесспорно, - справедливо отмечает М. Полани, - реальная серия маловероятных событий может поколебать наши исходные суждения об их вероятности, даже если они достаточно основательны'. (Полани М. Личностное знание. На пути к посткритической философии. М., 1985. С. 47). 'Если ожидания, основанные на вероятностном суждении (паскалевское 'я не необходимо - С.К.'), оказываются многократно обманутыми и происходящие события в свете данного вероятностного суждения кажутся совершенно невероятными, мы можем начать подозревать, что оно некорректно'. (Там же. С. 45). Более того, мы можем попытаться, говорит Полани, 'установить некую численную границу (меру. - С.К.) невероятности событий, которую мы должны перейти для того, чтобы считать данную закономерность недействительной'. (Там же. С. 51-52; выделено нами. - С.К.). Какова же та 'численная граница', перейдя которую, мы должны будем согласиться с тем, что наше рождение - событие неслучайное? В последующих наших рассуждениях мы попытаемся 'нащупать' эту границу.

8У Шопенгауэра в его главном произведении 'Мир как воля и представление' читаем: 'Познает же свое бытие как необходимое тот, кто сообразит, что до настоящего момента, в котором он существует, протекло уже бесконечное время, а с ним и целая бесконечность изменений, - и он, несмотря на это, все же остается в живых: другими словами, вся возможность всех событий уже исчерпалась, но не могла уничтожить его существование: Поэтому всякий должен понимать себя как существо необходимое'. (Шопенгауэр А. Избранные произведения. М., 1992. С. 109-110).

9Бесконечный ряд тождеств: 'я1' = 'я2' =:= 'яN' =:, несмотря на специфическую динамическую природу входящих в него членов, в каком-то смысле аналогичен ряду стоимостных уравнений: 20 аршин холста = 1 сюртуку = := 2 унциям золота = и т. д., тем более что как указывал К. Маркс, 'в некоторых отношениях человек напоминает товар'. Внешняя пестрота товарных тел, равно как и поразительное многообразие личностных форм, не должны скрывать от нас свою единую сущностную природу.

10См., например: Куссуль Э. М. Переселенцы. Химия и жизнь. 1986. ?2. С. 56-60.

11Равновероятные альтернативы ('я1', 'я2',:, 'яN',:) в 'пространстве возможностей' можно уподобить инерциальным системам отсчета в физическом пространстве-времени, причем роль 'преобразований Лоренца' играет наиболее простой вид функции распределения вероятностей осуществления альтернатив - симметричное равновероятное распределение. На аналогию между инерцией и равновозможностью указывал, в частности, Ю. В. Чайковский (см.: Чайковский Ю. В. Экстремальность как междисциплинарная эвристика. // Взаимодействие наук как фактор их развития. Новосибирск., 1988). Если следовать далее по пути аналогий, то можно предположить инвариантность 'моего бытия' относительно более широкой 'группы преобразований' (разновероятное распределение), что мы, собственно, уже и сделали в вышеприведенных биографических примерах. Действительно, трудно говорить о равновозможности альтернативных личностных форм в строгом математическом смысле этого термина - слишком уж извилист и непредсказуем жизненный путь человека - и, тем не менее, инвариантность достаточно очевидна.

12Шопенгауэр А. Указ. соч. С. 112.

13Ибо 'не существует несовместимости в живом индивидууме, раскалывающемся надвое или разветвляющемся на два различных индивидуума, которые, обладая одинаковым прошлым, развиваются по все более различающимся путям. Это имеет место при развитии близнецов'. (Винер Н. Кибернетика и общество. М., 1958. С. 109).

14См. Кон И. С. Открытие 'я'. М., 1978. С. 81-83.

15Отметим, что, например, И. И. Шмальгаузен, для которого 'смерть есть плата за приобретение высшей индивидуальности с длительным существованием', тем не менее, возражал против чрезмерно расширительного, как он считал, толкования понятия 'смерть' в связи с такими явлениями, как 'патологическое раздвоение личности' (см. Шмальгаузен И. И. Проблема смерти и бессмертия. М-Л., 1926. С. 53, 80).

16См. Кон И. С. Указ. соч. С. 81-83.

17См. Социалистическая индустрия. 1988, 6 марта.

18Налимов В. В. Спонтанность сознания. Вероятностная теория смыслов и смысловая архитектоника личности. М., 1989. С. 214.

19Свами Вивекананда. Философия йоги. Магнитогорск. 1992. С. 63. 'Когда человек просит того же самого, что он имеет теперь, - продолжает Вивекананда, - : когда он жаждет удобной религии, можно с уверенностью сказать, что он настолько выродился умственно, что не может представить себя пребывающим в состоянии более высоком... Он принимает конечное за бесконечное и к тому же не хочет расстаться с этим безумием' (Там же. С. 63-64) . Возможно, ортодоксальному христианину приведенные слова покажутся излишне резкими, однако стоит напомнить, что 'долг философии состоит в том, чтобы уничтожить иллюзии, возникшие по недоразумению, хотя бы вместе с ними должны были погибнуть также многие прославленные и излюбленные мечты'. (Иммануил Кант. Критика чистого разума. С.-Петербург., 1993. С 13).

20Борхес Хорхе Луис. Историк - это пророк, предсказывающий прошлое. Литературная газета. 1989, 2 авг.

21Лама Анагарика Говинда. Творческая медитация и многомерное сознание. Бишкек., 1993. С. 201.

22Ламонт К. Иллюзия бессмертия. М., 1984.

23Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук. М., 1977. Т.3. С. 240-241.

24Полани М. Указ. соч. С. 47. В этом опыте, о котором говорит здесь Полани, в корзине (и это заведомо известно) находятся 95 белых и всего лишь 5 черных шаров. Вытащив наугад один шар, мы обнаруживаем, что он черный. 'Мы испытываем удивление, но при этом сохраним уверенность, что черный шар был в корзине, так как мы сами его туда положили' (там же).

25Во избежании возможных недоразумений важно подчеркнуть, что выражение 'мое бытие в другой личностной форме' никоим образом не следует понимать как 'переселение' одной личности в другую, как 'персонализацию', 'идеальную представленность' индивида в других людях (см.: Петровский А. В., Петровский В. А. Индивид и его потребность быть личностью. // Вопр. филос. 1982. ?3) и т. п. Мне нет надобности 'переселяться' в своего брата ни единым атомом, ибо я в нем живу (а он во мне) с самого начала, с его 'онтогенетического нуля'. Мы - это две (или более) части одного целого, единого процесса жизни.

26Выходящим далеко за рамки 'контролируемой глупости' (К. Кастанеда) выглядело бы предположение, что моему появлению благоприятствовало, скажем, 15, 40 или 83, 27 процента от общего числа родительских генных сочетаний. Достаточно допустить наличие еще хотя бы одной выигрышной комбинации, как немедленно становится ясным, что выигрывают все комбинации, как бы велико ни было их число (чем оно больше, тем это очевиднее!), ибо нет решительно никаких оснований для предпочтения именно вот этой генной комбинации пред остальными, нет критерия для отделения выигрышных комбинаций от невыигрышных. В 'корзине' нет ни одного белого шара!

27Тхить Ньят Хань Обретение мира. Санкт-Петербург., 1993. С. 147.

28Бахур В. Т. Это неповторимое 'я'. М., 1986. С. 7. (Ср. с приведенным ранее высказыванием Б. Паскаля). Уместно вспомнить здесь слова Гегеля, писавшего, между прочим: 'Все заблуждения происходят оттого, что мыслят и действуют согласно конечным определениям' (Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук. М., 1974. Т. 1, С. 127). Вышеприведенные высказывания относятся именно к такого рода определениям. Искусственное 'оканчивание' цепочки рождений и браков моих предков последним ее звеном, игнорирование всего предшествующего движения, насильственное обрезание 'пуповины', связывающей меня с Миром, делает мое появление вероятным, случайным, тогда как на самом деле, как мы видели, оно совершенно невероятно, а значит, необходимо.

29Чхандогья Упанишада. VII. 26.2. Цит. по: Упанишады. М., 1991. Книга 3. С. 130.

30У Шопенгауэра читаем: ': для сознания, неподкупленного волей, нет вопроса более естественного, чем следующий: 'бесконечное время протекло, прежде чем я родился, - чем же был я все это время?' Метафизический ответ на это, пожалуй, был бы такой: 'я всегда был я: именно, все те, кто в течение этого времени называл себя я, это были я' (Шопенгауэр А. Указ. соч. С. 86). Само собой понятно, что если я заполнил своим существованием все прошедшие времена, то я не могу вдруг перестать быть в какой-то произвольный, ничем не выделенный момент времени, каковым является настоящее. 'Из того, что мы теперь существуем, следует, по зрелому обсуждению, то, что мы должны существовать во всякое время' (там же, с.110). 'Блажен тот, кто существует до того, как он появился. Ибо тот, кто существует, был и будет' (Апокриф от Филиппа, 57).

31Упанишады, Книга 2. С. 97.

32Упанишады, Книга 2 С. 228.

33Шопенгауэр А. Указ. соч. С. 118.

34Мамардашвили М. К. Классический и неклассический идеалы рациональности. Тбилиси., 1984. С.81.

35Сознание - это парадоксальность, к которой нельзя привыкнуть (интервью с М. К. Мамардашвили). Вопр. филос. 1989. ?7. С. 112.

36Мамардашвили М. К. Классический и неклассический идеалы рациональности. С. 81.

37Фейербах Л. История философии. Собр. произв. в трех томах. Т. 2. М., 1974. С. 31.

38Гиренок Ф. И. Экология. Цивилизация. Ноосфера. М., 1987. С. 142.

39Цит. по: Янгутов Л. Е. Психологические аспекты учения о 'спасении' в китайском буддизме // психологические аспекты буддизма. Новосибирск., 1986. С. 11.

40Не есть ли это тот самый 'Универсальный трансперсональный наблюдатель-участник', тезис о вездесущности которого обосновывает в ряде своих работ, в частности, в недавно увидевшей свет книге (Налимов В. В. В поисках иных смыслов. М., 1993.) В. В. налимов? Во всяком случае, очень трудно представить себе, в каком бы это 'зазоре' между природой и человеком мог бы обитать этот неуловимый Наблюдатель. Старина Оккам не одобрил бы подобной постановки вопроса. Зачем целых три сущности, когда достаточно одной?

41См. Эшби У. Росс. Конструкция мозга. М., 1964. С. 70-78, 341-345; его же. Принципы самоорганизации //Принципы самоорганизации. М., 1966. С. 331-336.

42Шкловский И. С. Проблемы современной астрофизики. М., 1982. С. 221.

43Вайнберг С. Первые три минуты. Современный взгляд на происхождение Вселенной. М., 1981. С. 142-143. По мнению П. Девиса, 'понятие ансамбля миров позволяет, исходя из априорных соображений, отстаивать общий вывод, что наш мир действительно чрезвычайно маловероятен и нам безмерно повезло (выделено нами. - С. К.), что мы существуем, хотя и не можем точно оценить свою удачливость' (Девис П. Случайная Вселенная. М., 1985. С. 147). Но именно безмерность нашего везения как раз и свидетельствует в пользу предопределенности нашего появления.

44Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 21. С. 174.

45Проблема CETI. Связь с внеземными цивилизациями. С. 121.

46См. Лем С. Принцип разрушения как творческий принцип. Природа. 1987. ?9. С. 68-77.

47'Несомненно, конечно, что человеческая жизнь обусловлена определенной мерой расстояния Земли от Солнца; в большем удалении от Солнца человек так же мало мог бы жить, как и на расстоянии менее значительном, но далее этого влияние положения Земли на человека не простирается' (Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук. М., 1977. Т.3. С. 55). Интересно пишет об этом К. К. Ребане: 'Если бы Земля была на ином расстоянии от Солнца, чем сейчас, то, может быть, действительно жизни или высокоразвитых ее форм на ней не было бы: Однако нельзя исключить и такую возможность, что жизнь возникла бы в несколько ином виде, в ходе эволюции было бы создано отличающееся от человека разумное существо 'икс'. Последний мог бы усмотреть в новом 'идеально правильном' расстоянии до Солнца одно из выражений 'икстропного принципа' (Ребане К. К. Энергия, энтропия, среда обитания. М., 1985. С. 28). Это существо 'икс', если бы оно когда-нибудь появилось, было бы другой формой нашего бытия. Если угодно, мы и есть это существо 'икс', отличное от 'человека', ибо не существует понятия 'человек' в некотором абсолютном смысле. В. В. Орлов, например, называет всякое проявление внеземного разума человечеством (см. Орлов В. В. Человек, мир, мировоззрение. М., 1985). Более того: 'Животное - это Человек на четырех ногах, облаченный в шкуру; червь - это Человек, который, корчась, ползет к новой ступени своей Человечности. Даже самые грубые формы материи - это Человек в примитивном своем теле. Все есть Человек, Пуруша' (Шри Ауробиндо Час Бога. Йога и ее цели. Мать. Мысли и озарения. Ленинград., 1991. С. 69).

48Гегель Г. В. Ф. Указ. соч. Т. 3. С. 55.

49Ларошфуко Ф. Де. Максимы. Паскаль Б. Мысли. Лабрюйер Ж. Де. Характеры. С. 151.

50Поляков Е. С. Кому уподоблю род сей? Санкт-Петербург., 1993.

51Станислав Гроф в своей замечательной книге: Гроф С. Области человеческого бессознательного: опыт исследований с помощью ЛСД. М., 1994 (см. его же: За пределами мозга. М., 1993) приводит впечатляющие клинические примеры трансперсональных переживаний, полученных испытуемыми в сеансах ЛСД-терапии, включающих отождествления не только с другими человеческими личностями, но также и с животными, растениями и даже неорганической материей. В наиболее продвинутых сеансах индивидуум мог отождествляться со вселенским Универсальным Разумом и - как предельный случай отождествления - с первоначальной метакосмической Пустотой (непроявленным Брахманом, физическим вакуумом).

Стоит ли за этими субъективно переживаемыми феноменами объективная реальность или это всего лишь артефакты, вызванные действием психоделика? Чисто логические доводы, приведенные в ходе наших рассуждений, заставляют нас определенно высказаться в пользу первой из названных альтернатив.

52Свами Вивекананда. Указ. соч. С. 175.



Рейтинг : 2473     Комментарии к статье
Copyright (c) RIN 2002 - * Обратная связь