Сделать стартовойСделать закладку
Интересные материалы

Парапсихология:Сверхчувствительное восприятие и его использование Человек все глубже проникает в природу самого сокровенного - своей собственной психической и эмоциональной организованности. Как известно, из всех знаний о природе пока примерно 5% составляют знания о живом веществе, а о самом человеке - менее одного процента

Парапсихология:От зловонного пота

Боевые искусства:Книга Пустоты То, что зовут духом Пустоты, находится там, где нет ничего. Этот тезис не укладывается в человеческое понима-ние. Пустота - это ничто. Только познав то, что существует, ты сможешь узнать то, что не существует. Это Пустота.

Теософия и эзотерика:Общее описание призрака Это странное явление, причина которого мне неизвестна, все-таки нисколько не противоречит тому, что я говорил об эфирном двойнике, которому принадлежат цвета полярности

Непознанное:Небесный мусор Среди сообщений о множестве вещей, сыпавшихся дождем за последние девяносто лет, мы найдем яблоки, куриные яйца (и сырые, и вареные), сажу, комья земли и мн. другое...

:· Боевые искусства Востока
:· Боевые искусства славян
:· Боевые искусства Европы и Америки
:· Феншуй
:· Искусство самообороны
:· Путь Воина
:· Боевые искусства сегодня
:· Великие мастера
:· Лучшие актеры боевиков
:· Фотогалерея
:· Организации и люди
:· Гостевая
Боевые искусства / Боевые искусства Европы и Америки / В плаще и с навахой / 


В плаще и с навахой

В плаще и с навахой

К концу восемнадцатого столетия почти повсюду в Западной Европе со средневековьем было уже покончено. На Иберийском же полуострове, с трех сторон замкнутом морем, оно продолжало жить. Там еще сохранился средневековый рыцарский уклад. Воинская доблесть, отчаянное удальство, беззаветное служение даме сердца, корни которого надо искать в почитании Девы Марии - вот добродетели, остававшиеся идеалом для Испании. Если к ним добавить прославленное мастерство оружейников из Толедо, перенявших у арабов многие секреты этого благородного ремесла, то станет понятным преобладание в Европе с конца XV века до середины XVIII испанской школы фехтования.

Распространение к XV веку огнесрельного оружия, а также пластинчатых доспехов, делавших воинов почти неуязвимыми для рубящих ударов, привело к существенным изменениям основных видов холодного оружия. Наиболее широкое распространение получили те из них, которыми удобнее было наносить уколы, так как обладателя лат легче всего поразить, проникая острием клинка в отверстия в щели между пластинами. Данное обстоятельство заставило оружейников разных стран сужать клинок меча к острию и, в конечном итоге, привело к появлению шпаги, коотрая со второй половины XVI века окончательно вытеснила меч.

Естественно, на технике работы шпагой долгое время сказывались традиции использования меча, поэтому ею не только кололи, но и рубили, а сам бой еще долго вели с применением круглого щита. В Англии, например, щит служил дополнением к шпаге лет сто, если не больше. Однако из-за больших размеров и веса, непригодности для атакующих действий, от щита пришлось отказаться. Раньше всего это произошло в Испании, одной из тех стран Европы, где шпага получила наибольшее распространение. Именно Испани (а не Италия, как принято считать) стала родиной рапиры - узкого колющего меча с граненым клинком и чашеобразной гардой. Испанская рапира XV века еще служила для нанесения ударов, но уже с XVI века она употреблялась только для уколов. Отличительной чертой испанской школы фехтования стало использование даги - короткой шпаги для левой руки, пришедшей на смену щиту. Дага имела массивный эфес и короткий клинок (25-26см). Эфес (или гарда) использовался для отражения, отвода и парирования ударов, а узкое, почти стилетное лезвие позволяло производить сверхмощные короткие тычки на сверхблизкой дистанции. Дагу, имевшую плоский или четырехгранный клинок, носили за поясом подобно кинжалу.

Боевая стойка с дагой и шпагой первоначально была очень похожа на позицию с мечом и щитом (где роль щита играла дага). Дагой ловили тяжелый клинок шпаги противника, в то время как другой рукой наносили ответные уколы и удары, осуществляли повторные и сдвоенные атаки. Простые и круговые удары чередовались в бою с уколами, направленными в различные части тела. При внезапной атаке двойным уколом, либо комбинацией укола и удара, защита оружием являлась чрезвычайно трудным действием, и в этом случае спасало только движение. Вот почему в конце XVI века в технике фехтования прочно утвердились вольты и пассы - особые виды перемещений, введенные испанским мастером Карранцо. Кстати, первый печатный труд по фехтованию шпагой и дагой был издан тоже в Испании, в 1474 году. Его авторами были профессиональные учителя фехтования Педро де Торрес и Пансо де Перпиньян. Благодаря испанской школе ("эспада и дага") в Европе получили распространение дуэльные поединки, а также появилась особая каста "браво" - профессиональных фехтовальщиков, выступавших в ролях наемных убийц, частных охранников и, разумеется, инструкторов, дававших за деньги свои уроки всем желающим.

В начале XVII века на смену даге пришел намотанный на руку плащ. Плащ, независимо от сословия, носило тогда все мужское население Испании. "Большой плащ" в развернутом виде волочился по земле, поэтому в него "закутывались", укрепляя дополнительно полы на одежде и перебрасывая конец через плечо. "Малый плащ" (капа) свободно свисал на спине между плечами. Шпага во все времена оставалась преимущественно дворянским оружием. Горожане и крестьяне предпочитали нож, кинжал, стилет, одним словом, короткий клинок плоского, трехгранного или четырехгранного сечения. Мужчины носили его за поясом, в сапоге или рукаве, женщины - за корсажем платья либо за подвязкой чулка. Повсеместная склонность простого народа к ножу объяснялась просто: нож гораздо дешевле шпаги, быстрее и легче изготавливается, находит самое широкое применение в быту, наконец, его удобно носить и прятать.

В XVIII веке появились складные ножи с лезвием, спрятанным в рукоять и выскакивающим при нажатии на пружину. В Испании получил распространение "наваха" - огромных размеров складной нож с рукоятью, сужающейся и загнутой к концу. Часто наваха имела сразу два лезвия, выходящих из рукояти в разные стороны. Вот именно бой на навахах и стал для всей Испании своеобразным видом народного фехтования. Испанцы вели бой на ножах, обмотав свободную руку плащом или прикрыв ее войлочной шляпой, концы которой зажимались в кулак. Как пишет в своей книге "Гойя" писатель Леон Фейхтвангер, "мужчины-махо никогда не расставались со своим складным ножом-навахой". "Еще махо любил длинный плащ, прикрывавший грязную рабочую одежду, а случалось и что-нибудь такое, что лучше было не показывать. Любил он и широкополую шляпу, бросавшую тень на лицо, которому ни к чему быть узнанным".

Так что плащ и шляпа были обычными "предметами туалета" испанского простолюдина и, находясь всегда "под рукой", при необходимости становились оружием. Для того, чтобы обмотать руку плащом, его отстегивали или сбрасывали с одного плеча и, взяв край подола в кулак, наматывали на руку, оставляя слегка свободной кисть, куда забирали второй, нижний конец. Иногда плащ вовсе скидывали, схватив левой рукой за середину, либо обматывали его туго вокруг предплечья и кисти, зажав концы в руке. В ряде случаев плащ оставляли висеть на плече, поддерживаемый кистью. Тогда он предохранял от ударов в бок (плащи часто делали из прочных шкур животных), служил прикрытием для оружия и сам мог использоваться для нападения, если случалось близко подойти к противнику (его набрасывали на голову врагу).

Вперед>>>
Cтраницы :  1  2  3 

Рейтинг : 7850     Комментарии к статье

В тему:

Copyright (c) RIN 2002 -    * Обратная связь