Сделать стартовойСделать закладку
Интересные материалы

Парапсихология:Время для медитации

Философия:Еврейская философия Евреям не нужна философия, если она ищет ответов на вечные (и беспредметные, на самом деле!) вопросы из разряда "кто мы, откуда, куда мы идем...". Не нужна, вернее бесполезна - поскольку тому, КТО МЫ, ОТКУДА И КУДА ИДЕМ, КАК ЖИТЬ, ЧТО ЛЮБИТЬ И ЧЕГО НЕ ПРИНИМАТЬ, еврейских мальчиков и так традиционно учат в Хейдере, лет с пяти, даже раньше.

:· Что есть философия?
:· История философии
:· Философия и наука
:· Теория познания
:· Феншуй
:· Философия религии
:· Философия истории
:· Политическая философия
:· Русская философия
:· Философы
:· Философия Америки
:· Афоризмы
:· Литература
:· Организации и люди
:· Гостевая
Философия / История философии / Еврейская философия / Моше бен Маймон(Рамбам) и его роль в еврейской философии / 


Моше бен Маймон(Рамбам) и его роль в еврейской философии

Моше бен Маймон


Еврейские философы в своих объяснениях картины и первопричин существования и развития мира все время были как бы вынуждены играть по чужим правилам - по правилам греческой игры, называемой "любовь к мудрости". В ней, например, периодически нужно доказывать, придумывая всякий раз новые доводы, что Бог действительно создал мир, что Он вообще есть.

Человека, который первым отказался от этой защитной тактики: не стал оправдывать в глазах мирового сообщества и мировых философских школ еврейскую идею Всемогущего Б-га, Единственного и напрямую связанного со всем, что Он сотворил в мире-Моисей Маймонид - официальное имя на русском языке, по которому вы можете найти информацию о нем в любой энциклопедии, но в еврейской традиции он носит сложносокращенное имя РАМБАМ - рабби Моше бен Маймон. Он не только первым перешел из этой философской "обороны" в наступление, но и стал самым известным из еврейских мудрецов, чьи идеи оказали огромное влияние не только на евреев. Труд, который стал поводом для такого развития событий на мировом философском уровне, называется просто "Путеводитель для заблудших".

Моше бен Маймон (Рамбам), самый глубокий мыслитель и интеллектуал своего времени, - вершина золотого века испанского еврейства. Он родился в Кордове в 1134 г., но еще в отрочестве вынужден был покинуть Испанию. Дело в том, что арабская часть Испании подпала в эти годы под власть Альмохадов (Унитариев), арабского племени, вторгшегося в страну из Африки. Новые властители оказались жестокими фанатиками, в результате чего многие жители - не мусульмане, в том числе и Моше Маймонид, вынуждены были бежать из страны. После долгих скитаний, полных опасностей и лишений, Маймонид обосновался в Фесте (старый Каир). Там были написаны его важнейшие книги, в том числе знаменитый труд "Море Невухим" ("Путеводитель для заблудших"), который заложил основу всей еврейской философии, и даже для тех, кто не был во всем согласен с автором, явился образцом веры, проникнутой разумом.

Подобно Ибн-Дауду, Маймонид, отдавая дань своему времени, обратил свои взоры к Аристотелю. В философии Аристотеля Маймонид стремился найти рациональное обоснование еврейской веры и традиции. Чтобы интерпретировать Тору в терминах философии Аристотеля, ему пришлось прибегнуть к аллегорическому толкованию текста. Несмотря на весь свой рационализм, он считал и не уставал подчеркивать, что человеческий разум по природе своей несовершенен, так что не может служить конечной инстанцией в вопросах истины; последнее слово всегда должно оставаться за Откровением. Таким образом, Маймонид был готов руководствоваться разумом во всех вопросах несущественного характера при условии, что основы традиции остаются незыблемыми. Это отличие существенного от несущественного и есть величайший вклад Маймонида в еврейское мышление. Ни в чем это отличие не проявляется так явно, как в его решении проблемы творения.

В то время как все предшествующие философы делали доктрину сотворения мира во времени одной из центральных религиозных проблем и привлекали в ее защиту все возможные аргументы, Маймонид был первым, кто изъял ее из области религии. По его мнению, для религии важно лишь одно: признать, что мир был сотворен свободной Б-жьей волей. Без этого рушится все учение Торы о вмешательстве Бога в естественно-исторический процесс. А раз так, то центр тяжести переносится на другой, действительно решающий с точки зрения еврейского мировоззрения вопрос: является мир продуктом причинно-следственных связей или результатом деятельности свободной от них Божественной воли?

Первая точка зрения восходит к Аристотелю, который видит в Боге первопричину, вызвавшую мир к бытию в порядке необходимости - так, как, скажем, лучи солнца порождаются солнечным теплом. Такое воззрение, очевидно, несовместимо с традиционным мировоззрением и должно быть поэтом отброшено.

Вперед>>>
Cтраницы :  1  2  3 

Рейтинг : 6832     Комментарии к статье
14f2d223 fc6402fc 5ed Very informative site. Successful structure.
14f2d223 fc6402fc 5ed Fascinating site and well worth the visit. I will be back
14f2d223 fc6402fc 5ed Hi, all. Nice site...I really like your site ! Good job man.
14f2d223 fc6402fc 5ed Hello people! Nice site!
Copyright (c) RIN 2002- * Обратная связь