Сделать стартовойСделать закладку
Интересные материалы

Непознанное:Невероятная "радиосвязь" в XII веке В XII-XIII веках на юго-западе Франции началась одна из самых страшных и жестоких войн в истории страны. Из сохранившихся документов той эпохи стало известно, что вожди защитников малочисленного государства умело руководили военными действиями по всему фронту, используя какое-то таинственное устройство для мгновенной связи между собой

Парапсихология:Шаманизм

Теософия и эзотерика:Глава III. Позвоночный столб Соединяя два мира (небо наверху и сферу тьмы внизу), позвоночный столб представляет собой цепь из тридцати трех частей, защищающих собой спинной мозг

Теософия и эзотерика:Война... Рерих тяжело переживал нападение фашисткой Германии на Россию. Он много работает. В этом так называемый "индийский" период он все чаще обращается к русским сюжетам

Теософия и эзотерика:КРЫЛЬЯ Окрылились люди! Бороздят синеву самолеты. Несут ли добрые вести? Или панацеи? Или знания? Или помощь? А вдруг - бомбы? А вдруг губительные газы? А вдруг уничтожение? Чего больше?

:· Что есть философия?
:· История философии
:· Философия и наука
:· Теория познания
:· Феншуй
:· Философия религии
:· Философия истории
:· Политическая философия
:· Русская философия
:· Философы
:· Философия Америки
:· Афоризмы
:· Литература
:· Организации и люди
:· Гостевая
Философия / Что есть философия? / Философия жизни / 


Философия жизни

Анатолий Мартынов "Философия жизни"



Философия жизни, иррационалистическое философское течение конца 19 - начала 20 вв., выдвигавшее в качестве исходного понятия "жизнь" как некую интуитивно постигаемую целостную реальность, не тождественную ни духу, ни материи.Философия жизни явилась выражением кризиса классического буржуазного рационализма. Она выступила против господства методологизма и гносеологизма в идеалистической философии 2-й половины 19 - начала 20 вв. (неокантианство, позитивизм). Социально-политические воззрения представителей Философии жизни весьма различны: от буржуазного либерализма до консервативных позиций; в своём крайнем биологически-натуралистическом варианте она оказала влияние на формирование идеологии национал-социализма в Германии.

Понятие "жизнь" многозначно и по-разному толкуется в различных вариантах Философии жизни. Биологически-натуралистическое толкование характерно для течения, восходящего к философии Ницше и представленного Л. Клагесом, Т. Лессингом и др.: "живое" подчёркивается как нечто естественное в противоположность механически сконструированному, "искусственному". Для этого варианта Философии жизни характерна оппозиция не только материализму, но и идеалистическому рационализму - "духу" и "разуму", склонность к примитиву и культу силы, попытки свести любую идею к "интересам", "инстинктам", "воле" индивида или общественной группы, прагматическая трактовка нравственности и познания (добро и истина - то, что усиливает первичное жизненное начало, зло и ложь - то, что его ослабляет), подмена личностного начала индивидуальным, а индивида - родом (тотальностью), органицизм в социологии.

"Исторический" вариант Философии жизни (В. Дильтей, Г. Зиммель, Х. Ортега-и-Гасет) исходит в интерпретации "жизни" из непосредственного внутреннего переживания, как оно раскрывается в сфере исторического опыта духовной культуры. Если в других вариантах жизненное начало рассматривается как вечный неизменный принцип бытия, то здесь внимание приковано к индивидуальным формам реализации жизни, её неповторимым, уникальным культурно-историческим образам. При этом Философия жизни оказывается не в состоянии преодолеть релятивизм, связанный с растворением всех нравственных и культурных ценностей в потоке "жизни", истории. Характерное для Философии жизни отталкивание от механистического естествознания принимает форму протеста против естественнонаучного рассмотрения духовных явлений вообще, что приводит к попыткам разработать специальные методы познания духа (герменевтика у Дильтея и концепция понимающей психологии, морфология истории у О. Шпенглера и т.п.). Антитеза органического и механического предстаёт в этом варианте Философии жизни в виде противопоставления культуры и цивилизации.

Другой вариант Философии жизни связан с истолкованием "жизни" как некоей космической силы, "жизненного порыва" (А. Бергсон), сущность которого - в непрерывном воспроизведении себя и творчестве новых форм; субстанция жизни - чистая "длительность", изменчивость, постигаемая интуитивно.

Вперед>>>
Cтраницы :  1  2 

Рейтинг : 13735     Комментарии к статье
Комментарий от Анатолий для Философия жизни от 2010-02-26
К чему такие заумные рассуждения? Нельзя ли о Жизни по проще.Например:"Жизнь - это одна из форм существования энергии.Человек-это всего лишь оболочка обеспечивающая размножение простейших форм (сперматозоидов и яйцеклеток).Наш мозг(которым мы так гордимся)-всего лишь одно из средств для выживания."Да,Вы заметили,что переходное звено между обезьяной и человеком не вымерло,а написало вам предыдущий комментарий.
Комментарий от хуй для Философия жизни от 2009-04-28
хуйня
Copyright (c) RIN 2002- * Обратная связь