Сделать стартовойСделать закладку
Интересные материалы

Философия:Современная философия биологии о интеграции биологических знаний Новый, современный этап в развитии философии биологии ознаменовался синтезом логики и методологии науки с культурологическими подходами. Если в классической философии биологии основным предметом изучения были связи биологии с физикой, кибернетикой и другими точными науками, то в настоящее время внимание исследователей переключилось на связи биологии с социальными и гуманитарными науками.

Теософия и эзотерика:Вторая базовая перинатальная матрица (БПМ - II) Эта эмпирическая структура связана с началом биологического рождения, с его первой клинической стадией

Боевые искусства:Дух Айкидо Киссомару Уесиба - Главный Учитель (Дошу) айкидо, родился в 1921 году. Он был третим сыном Морихея Уесиба, Основателя айкидо. Закончив университет города Васеда в 1946 г., он стал мастером Высшей Школы айкидо в 1948 г., а в 1967 г. был избран председателем Школы Айкикай, главной федерации айкидо в Японии и других странах. В 1969 г. он стал формальным преемником своего отца. Занимает несколько важных постов, связанных с боевыми искусствами, и представляет Ниппон Будокан - зал боевых искусств в центре Токио.

Парапсихология:Серьги

:· Что есть философия?
:· История философии
:· Философия и наука
:· Теория познания
:· Феншуй
:· Философия религии
:· Философия истории
:· Политическая философия
:· Русская философия
:· Философы
:· Философия Америки
:· Афоризмы
:· Литература
:· Организации и люди
:· Гостевая
Философия / Русская философия / Философия власти Екатерины II / 


Философия власти Екатерины II

Екатерина II


Екатерину II не случайно именовали 'философом на троне' - такая оценка имела все основания, увлечение философскими и социально-политическими идеями, под влиянием европейского Просвещения, сочинений Беккариа, Вольтера, Монтескье нашло свое отражение в философских записках, письмах, журнальных статьях.

Дискуссионным в историко-философской науке является вопрос о специфике философии права Екатерины II и ее влияния на русскую общественную мысль XIX века. Существо воззрений императрицы на власть и право выражено в ряде ее сочинений, из которых важнейшее место занимает 'Наказ'. В нем были творчески переработаны труды виднейших европейских философов государства и права Монтескье, Беккариа и Гельвеция, сформулированы главные принципы государственно-правового строительства в России, а так же высказаны мысли относительно самодержавия (народной монархии) как лучшей формы правления, важности законодательства, особенностей сословного строя, устройства полиции и финансовой системы государства.

Философия власти Екатерины II синтезировала современные для того времени философские принципы рациональной организации государственной жизни с элементами политической культуры 'отеческого государства' (И. Кант), теоретические положения национального государства общего блага и сословного общества с элементами юридического мышления и тем самым объективно несла в себе идеи внесословной демократии и гражданского правового общества. Концепция 'правительственного либерализма' исходила из принципиальной необходимости рационального 'духа законов' доступного и понятного всему народу. Выразилось это, в частности, в следующих тезисах:

Ответственности всех подданных, независимо от их социального статуса перед законом. 'Сделайте так, чтобы закон меньше благоденствовал разнице между гражданскими чинами, нежели всякому особо гражданину', - писала императрица.

Взаимосвязи естественного права, естественного и государственного законов. 'Естественное право (вольность) есть право делать то, что законы дозволяют'.

Определенной ответственности верховной власти перед народом. 'Всегда государь виноват, если подданные против него огорчены'.

Разумному и гуманному использованию мер государственного принуждения. 'Не надо вести людей крайними путями'.

Соединению позитивного и обычного права. 'Законы должны быть приближены к народному умствованию'.

Необходимости юридического просвещения народа.

Данный комплекс идей был скорее социальным идеалом, нежели служил конкретной политической практике, но в том и состоит культурная ценность 'Наказа', также как и 'Духа законов' Монтескье, что он стал для России мировоззренческой парадигмой новой эпохи, качественно новым социальным ориентиром (независимо от того какой смысл вкладывала в текст 'Наказа' сама Екатерина II). Многозначность 'Наказа' позволила в последующем его использовать представителям разных философских течений в России. Революционные радикалы (А. Н. Радищев), либералы (М. М. Сперанский), консерваторы (Н. М. Карамзин) ссылались на 'Наказ' в своих сочинениях. Это обстоятельство не позволяет отнести философию власти Екатерины II только к одному из политических направлений .




Рейтинг : 4597     Комментарии к статье
Copyright (c) RIN 2002- * Обратная связь