Сделать стартовойСделать закладку
Интересные материалы

Парапсихология:Куница

Боевые искусства:Обряд Харакири (часть I) Обряд харакири неразрывно связан и тесно примыкает к бусидо как часть морали сословия воинов. Самураи или другие представители высших слоёв японского общества совершали самоубийство в случае оскорбления их чести, совершения недостойного поступка (позорящего в соответствии с нормами бусидо имя воина)

Боевые искусства:Шаолиньские усэны Считается, что все монахи - братья, поэтому все они носят одну и ту же фамилию - Ши. Фамилия традиционно не пишется, а монахи называются по именам.

Теософия и эзотерика:Глава четвёртая. Спонтанное астральное путешествие Мировой истории известно немало случаев непроизвольных астральных путешествий. Некоторые люди выходили в астрал без видимых причин

:· Что есть философия?
:· История философии
:· Философия и наука
:· Теория познания
:· Феншуй
:· Философия религии
:· Философия истории
:· Политическая философия
:· Русская философия
:· Философы
:· Философия Америки
:· Афоризмы
:· Литература
:· Организации и люди
:· Гостевая
Философия / История философии / Философия разных стран / Философия Польши / 


Философия Польши

Польша. Варшава


Зарождение польской философской мысли относится к 13 в. и связано с именем Витсло из Силезии, разрабатывавшего натурфилософию в духе неоплатонизма. В конце 14 - начале 15 вв. в Ягеллонском университете развивались различные направления схоластики, в рамках которой боролись, например, реализм и номинализм. Провозвестниками идей Возрождения выступили Гжегож из Санока и Филипп Каллимах (2-я половина 15 в.). В эпоху Возрождения получили распространение концепции неоплатонизма, стоицизма и аристотелизма.

С критикой идеологии папского Рима выступил Я. Остророг; А. Моджевский выдвинул гуманистическую программу общественного переустройства. Значительное влияние на развитие философии в Польши оказали естественные науки, в особенности идеи Н. Коперника. Центрами движения Реформации были школы Чешских братьев в Лешно и Польских братьев в Ракуве; в последней было значительно влияние идей Ф. Социна.

Восторжествовавшая в Польша Контрреформация принесла общий упадок культуры, застой философии. Подъем духовной жизни начался в эпоху Просвещения (середина 18 - начало 19 вв.), главными представителями которого в философии были Г. Коллонтай, С. Сташиц, Я. Снядецкий и Е. Снядецкий - группа прогрессивных писателей и публицистов, разрабатывавших и пропагандировавших идеи борьбы за общественное переустройство. Философская концепция польских просветителей имела детерминистический, натуралистический, в основном материалистический характер, содержала элементы историзма и диалектическое понимания общественных процессов.

В 1-й половине 19 в. значительное влияние имела философско-историческая концепция И. Лелевеля, развивавшего идеи просветителей и романтиков. Революционно-демократическое движение (Т. Кремповецкий, С. Ворцель, П. Сцегенный, Э. Дембовский)пропагандировало идеи утопического социализма. Дембовский в своей "философии творчества" с революционно-демократических позиций интерпретировал гегелевскую диалектику. Представитель демократического направления Х. Каменьский в своей концепции сочетал гегелевскую теорию исторического развития с разработкой проблем политической экономии.

На развитие в Польше прогрессивной общественно-политической мысли и философии большое влияние оказали рус. революционные демократы (А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский и др.). Как философские, так и социально-политические принципы революционного демократизма были направлены против установок традиционной католической (Я. Воронич, Х. Жевуский, Э. Земенцкая) и консервативной (Ю. К. Шанявский, Ю. Голуховский, А. Вслепольский) мысли. Широкое распространение в 30-40-х гг. 19 в. получили идеи польского мессианизма (поэты Ю. Словацкий, А. Мицкевич, З. Красиньский, философы А. Товяньский, Ю. Вроньский). Специфическую форму польский мессианизм приобрел в "национальной философии", идеи которой разделяли философы различных направлений (А. Цешковский, Б. Трентовский, К. Либельт, Ю. Кремер и др.). В концепциях некоторых ее представителей мысль об исключительности польской нации соединялась с идеей избавления Европы от революционной опасности и восстановления социального мира.

С середины 19 в. в Польше стали широко распространяться идеи позитивизма (М. Вишневский, А. Кшижановский, Ф. Крупиньский, В. Козловский, Ю. Супиньский, А. Свентоховский, Ю. Охорович, А. Марбург). Зарождение марксизма относится к 70-м гг. 19 в. (Л. Варыньский, С. Крусиньский, а также Л. Кшивицкий - видный представитель исторического материализма). Марксизм оказал влияние на С. Бжозовского и Э. Абрамовского в первый период их творчества.

Вперед>>>
Cтраницы :  1  2 

Рейтинг : 4704     Комментарии к статье
Copyright (c) RIN 2002- * Обратная связь