Сделать стартовойСделать закладку
Интересные материалы

Парапсихология:Конский волос

Теософия и эзотерика:VII Что следует понимать под **изолированной динамической системой**? Является ли Земля изолированной системой?

Теософия и эзотерика:Что может быть от употребления мескалина Самое главное - это борьба со страхом , точнее даже с ужасом , который не просто давит , а можно сказать ставит преграды на пути трипа

Парапсихология:Заговор от черной немочи

Теософия и эзотерика:Введение в Каббалу (Часть XVII. Проблемы и Клипот) Малкут - одна из четырех Сфирот, которую традиционная Каббала рассматривает как захваченную Клипот. Клипот - это скорлупа, в ней заключена сила, сознание или жизненная энергия дисфункционального вида

:· Что есть философия?
:· История философии
:· Философия и наука
:· Теория познания
:· Феншуй
:· Философия религии
:· Философия истории
:· Политическая философия
:· Русская философия
:· Философы
:· Философия Америки
:· Афоризмы
:· Литература
:· Организации и люди
:· Гостевая
Философия / Теория познания / Бессмертие души как объект познания / 


Бессмертие души как объект познания

Н.О. Лосский


Постижение смерти как реального, а не воображаемого явления дело чрезвычайно трудное, трудно постигнуть телесную смерть как элемент общей системы природы и как момент ее динамики. Однако наиболее сложным для человеческого познания являются смерть и/или бессмертие того, что принято называть душой.

Идея бессмертия души - одна из самых древних идей человечества. Ее возникновение обусловлено рядом природных и экзистенциальных причин, в ряду которых инстинкты самосохранения и бессмертия, воля к самосохранению, страх перед небытием, существование бессознательных психических образов (сновидений, призрачных видений) и т.д. Выявление причин возникновения и существования идеи бессмертия души не является обоснованием ее теоретической ценности и значимости. Остается открытым вопрос о своеобразии этой идеи как объекта человеческого познания. Этот вопрос был отчетливо сформулирован в свое время Н.О. Лосским: существует ли возможность знания о таком предмете, как бессмертие души, есть ли этот предмет по самому своему понятию входящий в сферу познаваемого или нет?.

Проблема объективного смысла идеи бессмертия души обостряется в связи с отрицанием этого смысла представителями влиятельных эмпирически и позитивистски ориентированных философских направлений. Особую роль при этом сыграли и играют поныне кантовский критицизм и его разновидности. Как известно, в кантианстве обосновывается возможность только такого знания, в котором понятия сочетаются с чувственными наглядными представлениями о предметах, существующих в пространственно-временной форме. С такой точки зрения познанию доступно только то, что может быть дано в чувственном опыте, трансцендентное же по отношению к этому опыту - непознаваемо.

Что касается пространственно-временной формы, то, очевидно, что признание бессмертия души равносильно признанию ее вечности, т.е. вневременности. Коль скоро душа не имеет временной формы, следовательно, она чувственно не представима, находится вне опыта. В системе кантовских взглядов такая логика ведет к призванию идеи бессмертия души как недоступной человеческому познанию, к утверждению невозможности знания о ней.

Для выхода из агностического тупика необходимо переосмыслить понятие 'опыт', что, кстати сказать, и сделал Лосский. Он предложил расширить это понятие, дополнить сферу чувственного наглядного опыта нечувственным опытом. В этой связи он критиковал теорию познания Канта и аргументировал существование нечувственного опыта в своей книге 'Обоснование интуитивизма'. Однако постижение идеи бессмертия души оказывается затрудненным даже в случае указанного расширения опыта. Дело в том, что вечность выходит за границы всякого опыта. Она, вечность, может быть постигаема только вечным наблюдателем, непрерывно созерцающим ее, Следует учитывать при этом, что любой опыт конечен, прерывен и, следовательно, на основе этого прерывного опыта невозможно делать выводы о существовании непрерывного, вечного. Осознание - этих трудностей вело также либо к признанию того, что идея бессмертия души является врожденной, либо - к пессимистическому заключению о том, что все попытки доказать бессмертие души, опираясь на опыт, неправомерны и немыслимы вообще.

Что касается размышлений о прерывном (конечном) характере любого опыта, то Лосский заметил в этой связи, что исходя из этой предпосылки можно показать недоказуемость не только бессмертия души, но и существования любого предмета, В доказательстве их существования, причем особенно - бессмертия души, беспомощной и бесполезной оказывается и человеческая способность воображения.

Вперед>>>
Cтраницы :  1  2 

Рейтинг : 8781     Комментарии к статье
Комментарий от yevxutstzb для Бессмертие души как объект познания от 2008-01-19
Hello! Good Site! Thanks you! ajvraskiyhqhvi
Комментарий от ovlm7 для Бессмертие души как объект познания от 2007-11-20
038a6636 173473f1 7bc I have been looking for sites like this for a long time. Thank you!
Комментарий от Bill для Бессмертие души как объект познания от 2007-11-20
038a6636 173473f1 7bc Excellent site, added to favorites!!
Комментарий от ctrdl для Бессмертие души как объект познания от 2007-11-19
038a6636 173473f1 7bc I spent last 2 hours browsing your website, it\'s breathtaking.
Комментарий от Amanda для Бессмертие души как объект познания от 2007-11-19
038a6636 173473f1 7bc I found a lot useful info. Thanks.
Copyright (c) RIN 2002- * Обратная связь