Сделать стартовойСделать закладку
Интересные материалы

Парапсихология:Радость

Парапсихология:Сильный ум в сильном теле В исследовательском центре мозга медицинской школы Лос-Анджелеса, Калифорния, ведутся интенсивные и обширные исследования по выяснению влияния физических причин душевных заболеваний и расстройств

Парапсихология:Кувад

Теософия и эзотерика:Семь станц из Ничто не существовало: ни ясное Небо, Ни величья свод, над Землею простертый

Парапсихология:Если сын или дочь крадут у родителей

:· Что есть философия?
:· История философии
:· Философия и наука
:· Теория познания
:· Феншуй
:· Философия религии
:· Философия истории
:· Политическая философия
:· Русская философия
:· Философы
:· Философия Америки
:· Афоризмы
:· Литература
:· Организации и люди
:· Гостевая
Философия / Русская философия / Известные русские философы ХIX-XX веков / Иванов Разумник Васильевич (1878-1946) / 


Иванов Разумник Васильевич (1878-1946)

Иванов Разумник Васильевич


Иванов-Разумник- критик, историк литературы и социолог. Родился в 1878 г. в Тифлисе, в дворянской семье. Учился на математическом факультете Петербургского университета, но слушал и лекции историко-филологического факультета. За участие в студенческой демонстрации 4 марта 1901 г. был арестован; в 1902 г. выслан из Петербурга. Первая его статья напечатана в "Русской Мысли" 1904 г. Позднее печатал статьи в "Русском Богатстве", "Русских Ведомостях" и др. С 1912 г. член редакции и ближайший сотрудник неонароднического журнала "Заветы", где поместил длинный ряд критических и полемических статей. Первая из отдельно вышедших его книг, 2-томная "История русской общественной мысли", пользуется широкой популярностью.

Заглавие ее несколько шире содержания, так как непосредственного обзора всех сторон разных течений русской общественной мысли книга не дает. Для Иванова-Разумника "История русской общественности есть история русской интеллигенции", но "интеллигенция" вовсе не то же самое, что интеллектуальность и образованность: "ученейший академик может не принадлежать к интеллигенции". В значительной степени примыкая к учению Лаврова о "роли критически-мыслящих личностей", как главных двигателей прогресса, Иванов-Разумник считает, что "интеллигенция есть этически - антимещанская, социологически внесословная, внеклассовая, преемственная группа, характеризуемая творчеством новых форм и идеалов и активным проведением их в жизнь в направлении к физическому и умственному, общественному и личному освобождению личности". И этого рода интеллигенция есть "жизненный нерв народа", действительный "орган народного сознания и совокупность живых сил народа".


Во второй своей книге: "О смысле жизни" (1908), посвященной литературному творчеству Андреева, Соллогуба и философскому творчеству особенно им выдвигаемого Льва Шестова , Иванов-Разумник выясняет свой критический метод и дает свое философское credo. В критике он отводит одинаково второстепенное место критике "эстетической, психологической и социологической" и ставит на первое место "критику философскую", цель которой - не психологический или эстетический анализ (это только попутное средство), но раскрытие того, что составляет "душу живу" каждого произведения, "философию" автора, "пафос" его творчества, говоря словами романтиков тридцатых годов. Это стоит выше всякого утилитарного или эстетического критерия; это "единственная цель, достойная критики, достойная литературы".

Философию свою Иванов-Разумник определяет как "имманентный субъективизм" или "философски-исторический индивидуализм". Он ведет его от Белинского и особенно от Герцена . Отличаясь и от "мистической теории прогресса" (религии), и от позитивной теории прогресса, и от марксистской веры в грядущий рай Zukunftstaat'а, "имманентный субъективизм сводится к тому, что жизнь и исторический процесс не имеют объективного смысла, а имеют лишь смысл субъективный". Объективной цели в будущем ни жизнь человечества, ни жизнь человека не имеют, но такой целью является каждый данный момент, "цель в настоящем". В 60-х годах этот имманентный субъективизм подвергся грубой "вульгаризации", приняв "крайне упрощенные форму утилитаризма"; в "нигилизме конца 60-х годов эти взгляды приходят к самовырождению". Иванов-Разумник этой вульгаризации не приемлет; но ему не удалось показать, чем его апофеоз текущего момента и принцип: "человек - самоцель" отличается от эпикуреизма, гедонизма и аморализма, и в какой мере его "имманентный субъективизм" вяжется с дорогим ему героическим характером русской интеллигенции, всегда собой жертвовавшей во имя блага грядущих поколений. В конце концов, его одушевляет вполне мистическая вера в добро, и он только заслоняет его каким-то непонятным разуму "непосредственным чувством".

Очень ценны книги Иванова-Разумника о Белинском (1912) и Льве Толстом (1913), а также комментированное издание избранных сочинений Белинского (1911) и серия небольших, снабженных пояснениями книг, посвященных отдельным произведениям наших классиков ("Историко-литературная Библиотека"). Ряд журнальных статей Иванова-Разумника вошла в состав сборников "Литература и общественность" (1909), "Творчество и Критика" (1912).



Рейтинг : 5549     Комментарии к статье
Комментарий от Bill для Иванов Разумник Васильевич (1878-1946) от 2007-11-20
8649992b 106e323a 89b Thanks so very much for taking your time to create this very useful and informative site. I have learned a lot from your site. Thanks!!
Комментарий от Senole для Иванов Разумник Васильевич (1878-1946) от 2007-11-20
8649992b 106e323a 89b I\'m love this great website. Many thanks guy
Комментарий от ovlm7 для Иванов Разумник Васильевич (1878-1946) от 2007-11-20
8649992b 106e323a 89b Excellent site - do keep up the good work.
Комментарий от Amanda для Иванов Разумник Васильевич (1878-1946) от 2007-11-20
8649992b 106e323a 89b I\'m love this great website. Many thanks guy
Copyright (c) RIN 2002- * Обратная связь