Еще одним побуждением хоронить зубы вместе с хозяином был страх перед ведьмовством. Просто выбросить зуб считалось очень неразумным, поскольку ведьма или колдун могут его найти и через него нанести какой-нибудь вред его бывшему хозяину. В наши дни мало кто признается, что верит в колдовство, но обычай солить и сжигать молочные зубы по мере их выпадения во многих семьях по-прежнему блюдут. Делать это должна, по возможности, мать ребенка. В окрестностях Оксфорда среди школьников бытует, или бытовало до совсем недавнего времени, неписаное правило - если молочный зуб выпадает во время школьных занятий, его нельзя солить и сжигать прямо там и тогда, а надо сохранить до возвращения домой и отдать матери, чтобы это сделала она. Добавим здесь, что трогательный обычай вправлять первый выпавший зуб в медальон когда-то сочли бы чрезвычайно опасным, поскольку медальон можно потерять и потом его может найти ведьма и сотворить ребенку что-нибудь нехорошее.
В других районах Англии приводят в качестве побудительной причины сжигать молочные зубы не колдовство и даже не какую-нибудь там смутную идею о навлечении неудачи, а нечто более прагматичное - чтобы они не попались животным. Если это произойдет, новые зубы у ребенка станут похожи на зубы нашедшего их животного. Шарлотта Лэтем упоминает о некоем "старине Симмонсе" из Суссекса, у которого "в верхней челюсти торчал большой свиной зуб". Ее собеседник сказал, что он вырос оттого, что мать Симмонса когда-то выбросила его молочный зуб в пойло для свиней. С другой стороны, молочный зуб иногда бросали в мышиную нору, чтобы коренные были небольшими и острыми, как у мыши. Дж. Харви Блум записал этот обычай в Уоркшире в 1929 году. За триста лет до того о чем-то подобном сообщил и Обри. "Крамер говорит, - пишет он в "Remaines...", - что в его родной Германии некоторые женщины учат детей, что, когда у них выпадает зуб, надо пойти с ним в какой-нибудь темный угол дома или в сени и там бросить его, приговаривая при этом:
Вот те, мышка, зуб мой прежний, А взамен мне дай железный...
При этом нужно самому верить в то, что на месте выпавшего вырастет новый хороший зуб.
Нехорошо пересчитывать свои зубы, а также видеть их во сне, особенно если они при этом (во сне же) выпадают. Это предвестие скорби или потери близкого друга.
Если носить при себе зуб, взятый изо рта умершего, то никогда не будешь страдать зубной болью. С этой же целью можно носить на шее, или подвесить над камином, ладанку с лапкой крота. Можно также использовать и письменные заклинания. Одна такого рода писулька, имеющая множество вариантов в стихах и прозе, имела широкое хождение по всей Англии; пока человек носит ее на себе, зубная боль ему не страшна. В "Дэнемских трактатах" записан один из таких вариантов:
Петр сидел на мраморной глыбе,
И мимо Иисус проходил.
"Господи, Господи,
- Петр возопил,
-Зуб нестерпимо болит!"
"Петр, исцелись!
- Иисус говорит,
-Кто ради Меня это слово хранит, Пусть зуб у того никогда не болит!" Аминь.
Такого рода письменные заклинания часто продавали знахари и белые ведьмы, хотя в одном такого рода случае, описанном Френсисом Хейверголом, заклинание не сработало именно потому, что за него заплатили шесть пенсов.
Для избавления от зубной боли и для ее предупреждения использовалось множество других магических методов, и некоторые из них описаны в нашей книге в статьях, посвященных растениям и предметам, при этом используемым. Два полумагических способа удаления гнилого зуба приведены в "Arcana Fairfaxiana Manuscripta". Один состоит в том, чтобы смешать пшеничную муку с соком молочая и полученной массой законопатить дупло в зубе. Другой: "взять двух червей, когда они спариваются; высушить их на горячей каменной плите, затем истолочь в пыль, и какой зуб этим ни помажешь, он выпадет". Можно не сомневаться, что оба этих метода выглядели более привлекательно, чем решительная бесцеремонность дантистов семнадцатого века.