Итак, мудрый - тот, кто в мыслях и речах выражает суть вещей и поступает согласно их "Логосу", согласно законам природы и общества. Вещь, речь, мудрость и деяние выявляют себя как органически связанные между собой понятия и реалии. Поэтому можно сказать, что Логос - это Всеобщее, Универсальное и Единое в природе, обществе и мышлении.
Вот какой мудрости учит философия: она учит у.менцю мыслить и поступать сообразно всеобщей природе вещей, умению не просто знать, но и применять запас своих знаний к решению постоянно возникающих перед человеком жизненных вопросов. Умение и ум - слова одного корня. Заниматься философией - значит заботиться о развитии своего ума.
Итак, философия - это любовь к Мудрости-Логосу, тому, что в Бытии содержится как Всеобщее, Универсальное, Единое. Распространенное в учебниках определение философии примерно так и гласит: философия есть учение о всеобщих (наиболее общих) законах природы, общества и мышления. Требует разъяснения только выражение "наиболее общие", так как его можно понимать по-разному. Если общее принять как одинаковость, сходство трех названных сфер бытия, то возникает серьезное недоумение. Ведь, с одной стороны, общие законы изучают и такие, например, науки, как математика, физика, кибернетика. Спрашивается, в чем же тогда специфика философского знания? А с другой стороны, непонятно, как быть с такими понятиями, как истина, свобода, красота: они же не присущи в равной мере природе, обществу и мышлению?
Разгадка данной проблемы в том, что философия изучает не только и не столько такое общее, синонимом которого выступает схожесть, одинаковость, формальное тождество, но прежде всего - общее, понимаемое как закон существования и развития системы, благодаря которому не формально, а содержательно тождественными оказываются различные и даже противоположные тела, вещи, предметы этой системы.
Поясним сказанное на примере. Что общего между листом бумаги, авторучкой, рукой и головой пишущего человека? Бессмысленно, конечно, искать их общность в цвете, форме или химическом составе. Главное здесь то, что все перечисленные предметы - это элементы одной и той же системы - системы писательского труда. Именно он придает общность этим столь разным предметам.
Если в вышеприведенном примере объединяющим началом выступает писательский труд, то в отношении природы, общества и мышления такую функцию выполняет торуД вооби4е. Целесообразная, предметно-преобразующая деятельность и есть то, что объединяет природу, общество и мышление в одну целостную систему.
В процессе самой элементарной трудовой деятельности, например, - при изготовлении орудия труда из кремня, при простейшей обработке дерева, человек постепенно овладевает суммой частных закономерностей: камень может быть хрупким, может быть твердым, дерево обрабатывать удобнее, если учитывать характер и направление его волокнистости, огонь - жжется, металл - ковок и т. д. Все подобные закономерности природы человек осваивает и превращает в способы, методы своей практической деятельности и соответственно - мышления.
Но кроме этих более или менее частных законов человек постоянно сталкивается и с всеобщими законами. Например, выясняется, что желаемый результат (качество действия) достигается тогда, когда для передвижения тяжелого камня, успешного проведения охоты, военных операций собирается достаточно большое количество работников, охотников или воинов. Или же выявляется другая важная закономерность: круглое и только достаточно круглое колесо катится и может способствовать передвижению груза. Наконечник стрелы должен быть вполне определенной формы, и только тогда он выполняет свое предназначение.