Сделать стартовойСделать закладку
Интересные материалы

Теософия и эзотерика:Введение в опыты Реальность призрака живых энергично утверждается одними и не менее энергично отрицается другими. Строго говоря, вопрос еще не решен; именно с целью решения его я и приступил к настоящим исследованиям

Парапсихология:Каппа

Философия:Философия в отсвете мифа Статья французского философа Ж.-Ж. Вюнанбурже "Принципы мифопоэтического воображения"является попыткой самоопределения философии к мифу - одному из возможных источников ее возникновения и жизненного осуществления. Автор затрагивает практически все ключевые темы современных поисков сущности мифического отношения к бытию. В последнее время на Западе наблюдается ренессанс изучения мифа как такового в его связи с основаниями философии, о чем мы можем судить по множеству опубликованных переводов наших западно-европейских коллег.

:· Что есть философия?
:· История философии
:· Философия и наука
:· Теория познания
:· Феншуй
:· Философия религии
:· Философия истории
:· Политическая философия
:· Русская философия
:· Философы
:· Философия Америки
:· Афоризмы
:· Литература
:· Организации и люди
:· Гостевая
Философия / Что есть философия? / Философия, роль в обществе / 


Философия, роль в обществе


Принципы, лежащие в основе познания Стороны, моменты логического Результат абсолютизации 1-го и 2-го момента логического Форма изображения процесса развития
1. Неизменность, тождество Рассудок Догматизм Эклектика
2. Изменение, различие Разум отрицательный Скептицизм Софистика
3. Органическое единство неизменности и изменения, тождества и различия
Разум положительный -
Диалектика




Догматизм и скептицизм исходят из факта развития, но не могут понять правильно, что это такое. Они пытаются частично позаимствовать друг у друга недостающие им принципы, но поскольку органического (содержательного) соединения этих принципов при этом не происходит, эклектика и софистика и оказываются формами мнимой диалектики. Эклектика выступает под лозунгом "с одной стороны..., с другой стороны". Догматизм здесь как бы смягчен допуском не одной, а нескольких сторон явления, в том числе даже противоположных (например, "человек, с одной стороны, - биологическое, а с другой стороны - социальное существо"). В действительности многосторонность здесь мнимая, так как различные признаки предмета сочетаются формально, их взаимоотношения не выявляются, среди них не выделяется главный, определяющий признак. Дальше признания "взаимодействия" эклектика не идет, его сущность она не выясняет.

Софистика отличается от скептицизма и релятивизма тем, что в сплошной текучести допускает некий "островок" устойчивости, но эта устойчивость, определенность носит у нее чисто субъективный характер. Любому человеку, пишет Гегель, - важно, чтобы он существовал, а для этого - имел средства к существованию. Это - несомненный принцип блага. Но если при выдвижении этого принципа кто-то сделает вывод, что имеет право красть или изменять отечеству, то это софизм.

Софистика известна как искусство побеждать в словесных схватках, причем путем сознательного применения неправильных доводов, замаскированных внешней, формальной правильностью. Очень часто к софистическим приемам (софизмам) прибегают при рекламе товаров, в процессе идеологической обработки населения, в практике адвокатуры и т. д. Поэтому очень важно уметь распознавать софистику, равно как и эклектику, в логическом арсенале своих оппонентов и самому не допускать их ошибок.

Диалектика, диалектическое мышление - это логика, нацеленная, в отличие от софистики, на правильное, объективное отражение предмета. Причем принцип объективности в диалектике распространяется не только на содержание, но и на форму предмета, т. е. метод диалектического познания коренится в объективно-диалектических свойствах самого предмета изучения.

Диалектику характеризует всесторонность (системность) рассмотрения свойств предмета (установка на то, чтобы всегда уметь "за деревьями видеть лес"), причем в единстве системы со средой ее существования и развития.

Предмет рассматривается диалектикой в его развитии, а развитие понимается как движение через возникновение и разрешение противоречия. Слово "разрешение" подчеркнуто для того, чтобы отличить диалектику от эклектики. Мало сказать, что человек - это и биологическое, и социальное существо, надо показать, как постоянно в процессе человеческой истории разрешается противоречие между биологическим и социальным.

Принцип развития, с позиции диалектического метода, носит универсальный характер и распространяется на сам процесс познания. Положительный диалектический разум дан человеку для того, чтобы проникать в суть вещей и в смысл событий, а не ограничиваться одними лишь их явлениями.

<<<Назад
Cтраницы :  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12 

Рейтинг : 25487     Комментарии к статье
Комментарий от Василий для Философия, роль в обществе страница 12 от 2011-02-16
В целом статья эклектична, если судить по первой странице: "В начале было Слово". Далее прикрытый марксизм и дарвинизм: первобытный человек (ранее бывший обезьяной), практическая деятельность, бытие определяет сознание, весь набор диамата и истмата - примат деятельности и т.п. Статью надо было бы назвать так: Марксистский взгляд на роль марксистской философии в обществе социализма. Статья все же лучше написана, чем многие современные учебники по философии. Пройдя через критику, её можно рекомендавать студентам.
Комментарий от ВЕРОНИКА для Философия, роль в обществе страница 12 от 2010-03-27
очень интересная системная статья. Правда, роль, функцию и значение положительного разума сузили. но это не снижает ценности статьи. Хотелось бы узнать имя автора статьи и какие работы у него можно еще почитать. благодарю.
Комментарий от Аида для Философия, роль в обществе страница 12 от 2005-12-02
философия ее роль в обществе
Комментарий от Аида для Философия, роль в обществе страница 12 от 2005-12-02
философия ее роль в обществе
Copyright (c) RIN 2002- * Обратная связь