Сделать стартовойСделать закладку
Интересные материалы

Парапсихология:Гадание на будущую свадьбу

Парапсихология:Что предпринять, если воет собака

Боевые искусства:Мастера синъицюань (кулак формы и воли) Краткая биография мастеров в стиле
Синъицюань (кулак формы и воли)

Боевые искусства:Знаменитейшие личности тунбэйцюань (кулак сквозной подготовки) Краткое описание мастеров школы Тунбэйцюань (кулак сквозной подготовки)

:· Что есть философия?
:· История философии
:· Философия и наука
:· Теория познания
:· Феншуй
:· Философия религии
:· Философия истории
:· Политическая философия
:· Русская философия
:· Философы
:· Философия Америки
:· Афоризмы
:· Литература
:· Организации и люди
:· Гостевая
Философия / Что есть философия? / Философия, роль в обществе / 


Философия, роль в обществе


Конечно, далеко не одни лишь субъективные идеалисты интересуются данной проблемой. Многим известна мрачная символическая картина философской ситуации соотношения субъективного и объективного миров, нарисованная великим античным философом Платоном (427-347 до н. э.), классическим объективным идеалистом, т. е. философом, признающим духовное первоначально, существующее вне и независимо от нашего сознания. Итак, платоновский образ: в некоей пещере, спиной к выходу из нее и свету, проникающему через него, сидят закованные в колодки люди. Все, что они могут видеть - это стена пещеры, на которой движутся блики и тени, вызываемые другими людьми, проходящими мимо входа в пещеру и проносящими над своими головами различные предметы. Совокупность этих искаженных образов - бликов и теней, - все, что непосредственно дано человеку в его ощущениях. И располагая вот этим искаженным, ненастоящим внутренним миром, человек должен решать для себя - есть ли кроме этого какой-то другой, "истинный", подлинный мир, а если есть, то каким образом его можно узреть.

По этому поводу в философии имеется целая гамма разнообразных точек зрения. От Платона идет традиция признания возможности увидеть и познать объективно существующий подлинный мир (у него - это "мир идей") с помощью особого познавательного способа - интуиции. В. С. Соловьев (1853-1900) так формулирует эту точку зрения: для познания основ бытия "необходим особенный способ мыслительной деятельности, которой мы назовем уже известным в философии термином умственного созерцания, или интуиции... и который составляет первичную форму истинного знания, ясно отличающуюся как от чувственного восприятия и опыта, так и от рассудочного, или отвлеченного мышления..." .

Многие философы выступают с позиции, согласно которой от большей или меньшей доли субъективности в познании объективного мира избавиться невозможно. Крайностью здесь является направление, которое носит название солипсизма. Солипсизм (от лат. solus - один, единственный и ipse - сам) несомненной реальностью признает только мыслящий субъект, все же остальное объявляется существующим лишь в сознании индивида.

Итак, взгляд на бытие "изнутри" (его можно назвать отношением "Сознания (Я) - Бытие") характеризуется исключительным плюрализмом мнений. В. И. Вернадский (1863-1945) даже порой высказывался в том смысле, что философских учений может быть столько, сколько на свете существовало и существует людей. В этом ироническом замечании, действительно, есть доля истины: ведь разнообразие сочетаний вполне реальных внутренних и внешних миров огромное. Другое дело, что в философии имеется и действует и противоположная тенденция - тенденция единения, интеграции, так как существует не только различие, но и общность человеческих ценностей. Подобно тому, как бесчисленные ручьи и реки впадают в конце концов в одно из морей или озер, так же и многообразные философские идеи и концепции образуют определенное единство.

В центре внимания философов, взирающих на бытие "изнутри", прежде всего оказываются главные человеческие ценности: надежда, вера, любовь, добро (благо, счастье), истина, красота, - все то, без чего человеческая жизнь теряет смысл. Господствующим вопросом здесь выступает кантовский вопрос: "На что я смею надеяться?"

Современный швейцарский философ Эвандро Агацци поправляет и дополняет Декарта в том смысле, что в начале философствования, философского взгляда на мир, находится не содержание некоего "чистого мышления", а содержание живого переживания. Человеческие ценности не могут быть объектами научного наблюдения, они могут приниматься как данные личного опыта, но обращение к субъекту, подчеркивает данный философ, не обязательно влечет за собой субъективность и в конечном итоге все современные методы философской рефлексии (трансцендентальный, феноменологический, аналитический) имеют своей конечной целью достижение глубокой и радикальной объективности.

<<<НазадВперед>>>
Cтраницы :  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12 

Рейтинг : 25876     Комментарии к статье
Комментарий от Василий для Философия, роль в обществе страница 6 от 2011-02-16
В целом статья эклектична, если судить по первой странице: "В начале было Слово". Далее прикрытый марксизм и дарвинизм: первобытный человек (ранее бывший обезьяной), практическая деятельность, бытие определяет сознание, весь набор диамата и истмата - примат деятельности и т.п. Статью надо было бы назвать так: Марксистский взгляд на роль марксистской философии в обществе социализма. Статья все же лучше написана, чем многие современные учебники по философии. Пройдя через критику, её можно рекомендавать студентам.
Комментарий от ВЕРОНИКА для Философия, роль в обществе страница 6 от 2010-03-27
очень интересная системная статья. Правда, роль, функцию и значение положительного разума сузили. но это не снижает ценности статьи. Хотелось бы узнать имя автора статьи и какие работы у него можно еще почитать. благодарю.
Комментарий от Аида для Философия, роль в обществе страница 6 от 2005-12-02
философия ее роль в обществе
Комментарий от Аида для Философия, роль в обществе страница 6 от 2005-12-02
философия ее роль в обществе
Copyright (c) RIN 2002- * Обратная связь