Сделать стартовойСделать закладку
Интересные материалы

Непознанное:Что знали шумеры ? Эта почти детективная история началась в августе 1989 года, когда автоматическая межпланетная станция "Вояджер 2" начала с расстояния 2,75 миллиарда миль передавать на Землю первые в истории фотографии планеты Нептун, снятые с близкого расстояния

Парапсихология:Исцеление

:· Что есть философия?
:· История философии
:· Философия и наука
:· Теория познания
:· Феншуй
:· Философия религии
:· Философия истории
:· Политическая философия
:· Русская философия
:· Философы
:· Философия Америки
:· Афоризмы
:· Литература
:· Организации и люди
:· Гостевая
Философия / Что есть философия? / Философия, роль в обществе / 


Философия, роль в обществе


Итак, философ, исходя из своей принципиальной жизненной позиции, на основе своего самосознания старается составить представление о бытии как таковом. А поскольку такое "личное" видение присутствует в любой философской системе и на любой стадии развития философии, постольку по форме своей философия обречена быть экзистенциальной и аксиологичной (аксиология - учение о ценностях). Этим философия принципиально отличается от науки, где личностный момент всячески устраняется.

Начало есть начало. Бесконечно долго на позиции "Я - Бытие" или точнее - "Сознание (Я) - Бытие" философия оставаться не может. Причин здесь две. Первая заключается в том, что содержание "Я-сознания" при более серьезном рассмотрении оказывается отнюдь не автономным и не самодостаточным, а во многом - производным от общечеловеческой культуры. Человек становится мыслящим и действующим только через активное освоение доступной ему части культуры.

Вторая причина состоит в том, что любое интуитивное озарение необходимо выразить, оформить, с тем чтобы найденная идея, исходная мировоззренческая позиция стали всеобщим достоянием или, по крайней мере, доступны не только их автору. Подобно тому, как живописец должен найти некую специфическую форму, которая передала бы зрителям его видение мира, так и философ для выражения "увиденных" им универсальных, в первую очередь, - ценностных, принципов бытия должен найти и разработать некие универсальные же формы.

Интересно то, что даже философы, которые отрицают возможность рационального познания бытия (представители так называемого иррационализма) ищут некие общезначимые формы рационального мышления для истолкования и распространения своего учения.

Поскольку любую философскую позицию можно выразить и передать только с помощью системы философских категорий, постольку из области аксиологии мы переходим в область гносеологии и содержательной (гносеологической) логики. Субъективное переводится во внешний план. Учение о познании - это не психология, а гносеология и логика, т. е. философские дисциплины, исследующие процесс объективации знания. Здесь в центре внимания оказывается точка зрения любого индивида, поскольку он принадлежит роду "Человек". Основной вопрос обретает иную, более развитую форму: "Сознание рода "Человек" - Бытие". От психологического субъекта мы переходим к субъекту социальному, от чувственно-конкретного взгляда на мир мы переходим к абстрактному взгляду: из всех общечеловеческих ценностей на первое место здесь выходит одна ценность - истина.

Главная задача гносеологии и содержательной логики - создание системы категорий и законов, которые одновременно выступают и как универсальные формы мышления, и как универсальные формы бытия. Через гносеологию мы вновь переходим к онтологии, но это не возвращение назад, к субъективной онтологии, а движение вперед - к онтологии объективной. Носителем сознания на этом, третьем этапе оказывается уже не только индивид и не только человечество, но в целом Универсум, или, по определению Б. Спинозы (1632-1677) - единая, вечная и бесконечная Субстанция, неотъемлемым свойством (атрибутом) которой является мышление.

Положение Спинозы о том, что духовное начало имманентно всему сущему, следует соединить с идеей эволюции, ставшей в наше время неопровержимым "эмпирическим обобщением". Широкоизвестным вариантом такого синтеза является философия П. Тейяра де Шардена (1881-1955), рассмотревшего путь развития сознания "от альфы до омеги", выделившего и изучившего три последовательных, качественно различных стадии эволюции целеустремленного сознания ("ортогенеза"): "преджизнь" (литосфера), "жизнь" (биосфера) и "феномен человека" (ноосфера).

Предложенное нами рассмотрение соотношения сознания и бытия тоже, как можно видеть, носит эволюционный характер. Для наглядности изобразим этапы этой эволюции, этого становления в виде следующей таблицы:

<<<НазадВперед>>>
Cтраницы :  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12 

Рейтинг : 28450     Комментарии к статье
Комментарий от Василий для Философия, роль в обществе страница 7 от 2011-02-16
В целом статья эклектична, если судить по первой странице: "В начале было Слово". Далее прикрытый марксизм и дарвинизм: первобытный человек (ранее бывший обезьяной), практическая деятельность, бытие определяет сознание, весь набор диамата и истмата - примат деятельности и т.п. Статью надо было бы назвать так: Марксистский взгляд на роль марксистской философии в обществе социализма. Статья все же лучше написана, чем многие современные учебники по философии. Пройдя через критику, её можно рекомендавать студентам.
Комментарий от ВЕРОНИКА для Философия, роль в обществе страница 7 от 2010-03-27
очень интересная системная статья. Правда, роль, функцию и значение положительного разума сузили. но это не снижает ценности статьи. Хотелось бы узнать имя автора статьи и какие работы у него можно еще почитать. благодарю.
Комментарий от Аида для Философия, роль в обществе страница 7 от 2005-12-02
философия ее роль в обществе
Комментарий от Аида для Философия, роль в обществе страница 7 от 2005-12-02
философия ее роль в обществе
Copyright (c) RIN 2002- * Обратная связь