Зарождающийся человек использует принципиально новый способ получения, хранения и использования информации. Этот способ подобен функционированию некоего коллективного мозга, так что, в известном смысле, ноосфера свое начало уже получила давным-давно - с возникновением первых человеческих коллективов. По наследству, в генах, этот способ производства информации не передается. Каждый человек, начиная с младенческого возраста, должен подключаться к обучению способам ориентации и поведения в системе сложно структурированного трудового процесса и общественных отношений - производственных, бытовых, обучающих, воспитывающих.
Элементы прижизненного обучения опять-таки имеются и у высших животных, однако производство и применение человеком орудий труда в качестве главного способа отношений с природой и друг с другом делает этот способ производства, хранения и использования информации основным и ведущим в социальной системе. При этом вся эта общественно-трудовая информация "записывается" не в генах, а в искусственных символах - жестах, словах, рисунках, т. е. в языке.
Именно язык, прежде всего - разговорный язык, служит средством материализации схем человеческой деятельности. Намечающееся в биологической форме движения раздвоение целостного процесса отражения становится реальностью. Материальный способ отражения среды, т. е. формирование и совершенствование структуры трудовых операций и общественных отношений, сопровождается идеальным отражением самих этих операций и отношений. Человек с помощью системы символов создает идеальный образ социальной системы. В чистом виде такое "отражение отражения" возникает не сразу: долгое время сознание (идеальная форма отражения) остается, почти как у высших животных, вплетенным в трудовую деятельность. Налицо сначала неразличенное, синкретичное, а позже - различенное единство материального и идеального отражения - деяния и мысли.
Итак, человеческая деятельность представляет собой единство двух сторон - предметной и познавательной. Их появление и развитие и есть появление и развитие самого человека. Иными словами, взаимосвязь и взаимодействие предметной и познавательной сторон деятельности - это источник ее самодвижения и саморазвития.
Обычно говорят, что сознание - высшая форма отражения. Это правильно, но не совсем точно: не одно сознание, а вся социальная форма движения материи-субстанции, в единстве ее предметной и идеальной сторон, выступает высшей (из известных нам) формой отражения. Сознание выступает как идеальный компонент трудовой деятельности, лишь как относительно самостоятельная форма (идеальная форма) деятельности. Отсюда вывод: сознание носит не биологический, индивидуальный характер, а и по своему происхождению, и по сущности является целиком социальным феноменом, т. е. имеет общественно-историческую сущность. И поэтому ответ на вопрос, что такое сознание, может дать не анатомия и физиология мозга, как это долгое время думали некоторые ученые и философы, а "анатомия и физиология" того, что называется общественным производством. Следовательно, результат человеческого мышления проявляется вовсе не в движении нейронов головного мозга и не в словах, а в конкретных исторических делах человека.
А что же такое мозг и язык по отношению к сознанию? Это материальные "орудия", материальные носители человеческого сознания. Конечно, преобразование материального в идеальное непосредственно выражается в языке, но и язык, и нервно-физиологическая структура мозга - это не само идеальное, а лишь формы его выражения. Непонимание этого обстоятельства приводит к ошибкам так называемого вульгарного материализма, отождествляющего духовное с совокупностью функций мозга, и к ошибкам позитивизма, отождествляющего идеальное с языком.