Что же такое идеальное? Что это за странная сила, которая руководит событиями, но которую нельзя ни потрогать, ни увидеть, ни взвесить, ни измерить?
В Философской энциклопедии идеальному дано такое определение: "Идеальное - субъективный образ объективной реальности, т. е. отражение внешнего мира в формах деятельности человека, в формах его сознания и воли" . И далее - очень важное пояснение: быть субъективным образом - это не значит быть продуктом индивидуально-психологической, а тем более физиологической деятельности. Идеальное - это продукт и форма духовного производства всего общественно-исторического процесса развития человечества.
Идеальное существует как исчезающий и вновь появляющийся, но совершенно необходимый, момент в следующем постоянно возобновляющемся цикле человеческой деятельности: "вещь - дело - слово - дело - вещь". Как возможно превратить слово в дело, а через дело - в вещь? Только с помощью:
а) идеального образа еще не созданной, но желанной вещи и
б) идеального образа способности, умения того или иного человека эту вещь создать, умение двигаться по логике той или иной вещи. Содержание идеального в первом случае выступает как потребность, цель (и деятельность человека всегда носит целеполагающий характер), а во втором случае - как деятельная способность человека, как осознанная индивидом совокупность частных и всеобщих форм человеческой деятельности. Опираясь на язык слов, чертежей, человек может какое-то время заниматься чисто умственным трудом, т. е. "прокручивать" предстоящую и прошлую деятельность в уме, вынося ее схему на бумагу, на доску, на экран компьютера, дополняя, изменяя эту схему, особенно будущей деятельности, по принципу "семь раз отмерь, один раз отрежь".
Итак, идеальное - это не нечто самостоятельное и абстрактное, это - идеальная форма чувственно-предметной, практической деятельности. Только благодаря подключению к ней, овладению ею, каждый отдельный индивид формирует идеальное как свой собственный субъективный образ объективной реальности.
Сказанное выше постоянно подтверждается развитием общественных и естественных наук, т. е. подтверждается практически (ведь наука выявляет и объясняет факты практики). Решающим моментом здесь выступают выводы педагогики и психологии, связанные с воспитанием слепоглухих детей. Данный опыт убедительно показывает, что только подключение таких неполноценных, в смысле развития органов чувств, детей к целенаправленной практической деятельности, дает возможность вырабатывать у них сознание - как осознание универсальных форм человеческой деятельности. Способ подключения к практике - это единственный способ превратить детский организм в человеческий организм, в человека.
Известен и обратный по результату, как бы отрицательный, эксперимент. Зафиксированы десятки случаев, когда дети случайно попадают в логово зверей, вырастают там, а позже обнаруживаются людьми и возвращаются в общество. Результат такого эксперимента трагичен. Это только в сказке Р. Киплинга Маугли становится мыслящим и говорящим царем зверей, а в реальности такие дети так и не становятся полноценными людьми. Дело в том, что к четырем годам у человека формируется примерно половина его интеллекта, а к восьми - уже две трети. Первоначальная пластичность мозговых структур со временем необратимо утрачивается. Отсюда, кстати, ясна важность правильного дошкольного и раннешкольного образования. И добавим - воспитания в целом: ведь именно в раннем детстве человек усваивает не только познавательные, но и моральные и эстетические принципы поведения в обществе.