Современному образованному человеку так называемые ископаемые окаменелости действительно "несут" информацию о древнем растении или животном. Но вот вопрос - откуда приносится эта информация? Из самих ли следов непосредственно? Окаменевшая кость вряд ли вызовет у собаки особые эмоции. Ребенок тоже не разберется в подавляющем большинстве этих "следов". Необразованный суеверный человек назовет окаменевший остаток раковины белемнита "чертовым пальцем". То, что совершенно обычно и понятно для нас, когда мы смотрим на окаменевшие раковины, было отнюдь не очевидно во время 300-летнего спора, бушевавшего вокруг этих окаменелостей в период зарождения научного естествознания.
Информация не исчерпывается и не извлекается из отпечатков, следов, т. е. из отображений, по той простой причине, что там ее нет. Пока человек не знал ничего о ледниках, об их способностях двигаться и процарапывать примерзшей ко льду галькой следы на подстилающем каменном ложе, для него (человека) эти царапины не были сигналом, несущим информацию. Путем длительного наблюдения и обобщения человечество "распредметило" эти царапины, поняло суть их происхождения и зафиксировало понятую закономерность в научных трудах, превратив тем самым царапину на камне в знак, говорящий о былом движении ледника. Начинающие геолог и географ, как правило, рисунок такой царапины впервые видят в учебнике, а потом уже находят ее в природе. Все эти так называемые следы превратились в информацию (добавим: информацию одного человека другому) только в сфере человеческой деятельности и культуры. Информация не извлекается из природных отпечатков, а с их помощью вырабатывается в процессе человеческой деятельности.
Мы поневоле отвлеклись от медузы с ее "ухом", потому, что на человеческой деятельности закономерности информационного отражения проявляются ярче и отчетливее. Недаром говорят, что анатомия человека - ключ к пониманию анатомии обезьяны. Но все, что было сказано выше, можно и нужно сказать и о медузе и о любом живом существе. Медуза тоже не получает информацию от приближающегося шторма (в нем ее нет), а сама вырабатывает, производит ее для своей генетической поведенческой программы. Получить информацию извне она может, но только от другой медузы. Живая система как бы создает вокруг себя защитную оболочку, через которую, с одной стороны, "процеживаются" все внешние воздействия, и которая, с другой стороны, определяет обратное влияние организма на окружающую среду. Информация выполняет функцию сообщения, позволяющего системе сохранять или умножать ее общий энергетический потенциал. Она есть сообщение, т. е. форма общения, отношения, связи элементов живой системы.
Поэтому жизнь в любом ее проявлении есть совокупность информационных отношений. Жизнь - это информационный способ существования белковых тел. Элементарный информационный акт, обеспечивающий элементарный процесс жизни - это синтез белков в рибосомах. Ведь известно, что все разнообразие белков определяется последовательностью расположения аминокислот в цепочке белковой молекулы. Молекулы ДНК и РНК представляют собой своеобразные матрицы, в которых закодирована программа тех и только тех белковых молекул, которые являются энергетически устойчивыми в данных условиях среды.
Итак, самообновление белков возможно только на основе информационного обмена, опосредствующего вещественно-энергетический обмен организма со средой. Любое внешнее по отношению к органической системе воздействие обязательно должно превратиться в ее внутреннее состояние - информационную связь.