Сделать стартовойСделать закладку
Интересные материалы

Философия:Гераклит Имя "Гераклит" происходит от имени богини Геры и слова "славный", "прославленный", то есть означает нечто вроде "Гераслав"

Теософия и эзотерика:Команды: внешние и внутренние Я иногда подразделяла внутреннюю эволюцию на субморальную, моральную и суперморальную

Боевые искусства:Истоки гунфу "Белого Журавля" Глубоко опечаленная отвратительными обстоятельствами смерти ее возлюбленного отца, Фань Цинянь поклялась отомстить. Хотя она была всего лишь провинциальной девушкой из деревни Юнчунь, Фань Цинянь тем не менее была молодой женщиной, обладавшей талантом и сильной волей. Она страстно желала защитить имя своей семьи, но еще не овладела боевыми приемами, которым ее обучал отец. И она все раздумывала, как ей найти энергию и силы, чтобы совладать с такими врагами.

Непознанное:Взгляд издали Рассматривая в лупу поверхность статуи Венеры Милосской, иногда не поймешь, в чем ее красота. Поставив рядом с ней пресловутую "девушку с веслом" и отойдя на сотню-другую метров, не сможешь отличить классику от халтуры. Но с этого расстояния гораздо ярче видна разница между сараем и собором, а под микроскопом открывается красота многих невзрачных с виду мелочей: Многое зависит от точки зрения.

:· Что есть философия?
:· История философии
:· Философия и наука
:· Теория познания
:· Феншуй
:· Философия религии
:· Философия истории
:· Политическая философия
:· Русская философия
:· Философы
:· Философия Америки
:· Афоризмы
:· Литература
:· Организации и люди
:· Гостевая
Философия / Философия и наука / Философия науки и философия техники: от объяснения к практике / 


Философия науки и философия техники: от объяснения к практике

Опровержение тезиса о том, что цель и значимость научных теорий состоят в объяснениях, предполагает и некоторую позитивную точку зрения по поводу того, в чем именно состоят цель и значимость теории. Здесь опять-таки нужно вспомнить П.Дюгема, который представляет свои взгляды в форме разделительного силлогизма: либо научные теории имеют целью объяснение экспериментально установленных соотношений через некоторую лежащую за ними сущность, либо они имеют целью лишь дать некоторую классификацию самих установленных эмпирически соотношений. Поскольку первый член дизъюнкции опровергнут, верно второе. Именно эта идея развита в так называемом 'конструктивном эмпиризме' Ван Фраасена, утверждающего, что: 'цель науки - дать нам теории, которые соответствуют опыту, а принятие теории состоит только в том, что мы верим в ее эмпирическую адекватность' [3, 12].

Согласно этой точке зрения, цель научной теории заключается в том, чтобы просто вписать наблюдаемые соотношения в структуру феноменального мира - 'спасти явления', как выразился бы П.Дюгем. Построить теорию тогда означает указать семейство структур, их модели (где под моделью понимается любая конкретная структура, удовлетворяющая аксиомам теории) и указать на определенные части этих моделей (эмпирические подструктуры) в качестве прямых наблюдаемых явлений. Теория эмпирически адекватна, если она имеет такую модель, подструктуры которой изоморфны явлениям (т.е. отчетам о результатах экспериментов, измерений и т.п.). Любая претензия на истину заменяется претензией на эмпирическую адекватность. Более того, в отличие от подхода Дюгема этот подход позволяет трактовать составляющие языка научных теорий буквально, хотя при этом не ставится никакой метафизической цели и не выдвигается никакой претензии на внеопытную истинность. Таким образом, Ван Фраассен представляет возможную антиреалистскую альтернативу различным формам реализма, рассматривавшимся выше.

Мы начали с вопроса о месте и роли научной теории в познании, а не просто о ее цели и статусе. Если исходить из того, что значение научной теории состоит не только в объяснении, придется поискать решение вопроса об ее истинности не в объяснительных процедурах. По существу, мы пришли к выводу, что истинность связана в значительной мере с той пользой, действительной или потенциальной, которую приносит научная теория. Бесспорно то, что научные результаты в значительной мере облегчают взаимодействие человека с окружающей средой. Значит, польза науки больше исходит из предсказания, чем из объяснения. Такой подход вовсе не означает принятие инструменталистской точки зрения на науку, поскольку язык научной теории и его составляющие понимаются буквально, а не как использование фиктивных переменных для связи эмпирических данных. Тем не менее этого вполне достаточно, чтобы обосновать главный наш тезис: в настоящее время философия науки уделяет слишком много внимания объяснению, и во многом в ущерб тому вниманию, которое следовало бы уделить предсказанию и полезности.

Значимость и важность полезности, т.е. успешного взаимодействия с природой, очевидна, например, при взгляде на историю становления химии. Даже алхимия, предшественница химии, была ориентирована на вмешательство в природу, ее преобразование в желаемую форму. Опираясь на этот факт, Шеппард предлагает такое определение алхимии: 'Алхимия - это искусство высвобождения частей универсума из временного бытия и достижения совершенства, которое для металлов представлено в золоте, а для человека - в долголетии и бессмертии. Материальное совершенство при этом могло быть достигнуто только через некоторую подготовку...' [6, 68 - 72]. В том же ключе С.Мейнел отмечает принципиальное значение идеи полезности для успеха химии как науки: 'В XVIII в. осознание в химии как науке своей роли и статуса все больше и больше подвергалось влиянию утилитаристской мысли. Почти все авторы писали работы, упоминая при этом ту пользу, которую они принесут... Наиболее выдающиеся представители этой дисциплины сделали утилитаризм своей доктриной и выступили с трактами о свойствах и приготовлении пищи и изготовлении промышленных товаров... красках и удалении ржавчины. Тот вклад, который такая пропаганда практического значения химии сделала в ее распространение... невозможно переоценить, хотя то же время историография химии лишь в очень ограниченной степени говорит о развитии теорий и познавательном процессе...' [7, 154 - 160]. Даже задачу химии как науки определяли своеобразно: сделать дары природы более доступными для использования человеком [7, 158 - 159].

<<<НазадВперед>>>
Cтраницы :  1  2  3  4  5 

Рейтинг : 14605     Комментарии к статье
Copyright (c) RIN 2002- * Обратная связь