Сделать стартовойСделать закладку
Интересные материалы

Парапсихология:Характеристика основных чакр

Философия:Фихте Иоганн Готлиб Иоганн Готлиб Фихте родился 19 мая 1762 года в селе Рамменау в крестьянской семье

Теософия и эзотерика:Воскресенье, 20 августа 1961 года. Прошлой ночью дон Хуан начал проталкивать меня в царство своего знания. Мы сидели перед его домом в темноте. Внезапно после долгого молчания он начал говорить

Парапсихология:Часы

:· Что есть философия?
:· История философии
:· Философия и наука
:· Теория познания
:· Феншуй
:· Философия религии
:· Философия истории
:· Политическая философия
:· Русская философия
:· Философы
:· Философия Америки
:· Афоризмы
:· Литература
:· Организации и люди
:· Гостевая
Философия / Философия истории / Концепция философии истории в современной философии / 


Концепция философии истории в современной философии

Однако характеристики и классической, и современной философии как исторических образований пока еще слишком абстрактны, так как разница между философией нового времени и новейшего времени специально не тематизирована. То есть не тематизирована таким образом, чтобы избежать прямых противопоставлений классических и современных вариантов философии истории. История философии представляет для этих проблем ценный материал, потому что обращение к истории философии позволяет выяснить соотношение собственно исторической проблематики и того философского учения в целом, в рамках которого она присутствует. Обратимся к некоторым таким философским учениям.

Проблема истории у Канта, вопрос об истории - это вопрос о разнице исторического и логического горизонтов знания, каждый из которых имеет особый онтологический фундамент. Для Гегеля вопрос об истории - это вопрос о границах одного из формообразований объективного духа и вопрос об объективности каждого из формообразований духа. Для Дильтея вопрос об истории - вопрос о специфике исторического понимания в отличие от объяснения. Для Хайдеггера вопрос об истории - это вопрос об историчности присутствия (Anwesen) и человеческого вотбытия (Dasein).

Применительно к новейшей философии выяснение соотношения между конкретным вариантом философии истории и философским учением в целом осложнено символическим характером знания в ее исторических понятиях, схемах и дискурсах. Осмысление истории движется, с одной стороны, в контексте рассуждений о знании, сознании, бытии, а с другой - в рамках 'реальности', фактичности', 'присутствия', 'практики', 'коммуникации' и им подобных. Смысл различных конструкций философии истории помогает понять обращение к истории философии, так как историко-философское рассмотрение форм и содержаний философии истории позволяет ответить на следующие вопросы.

- Вокруг какого центрального понятия разворачивается логика исторического описания?

- Каков тип исторической реальности предстоит изучению, как этот тип задается и как тематически артикулируется?

Однако необходимо помнить о том, что история философии рассматривается часто как бы параллельно или в сравнении с историей литературы, историей науки или историей культуры. Отсюда возникает задача вычленить собственно философское понятие историчности, чтобы избежать замещения этого понятия разного рода абстрактными моделями, традициями, динамикой смыслообразования. Другими словами необходимо избегать расширительного толкования истории философии, чтобы сформулировать те значения истории философии, которые и проясняют смысл концепций истории философии. Наиболее распространенными, на наш взгляд, являются следующие значения.

История философии рассматривается как учебная дисциплина с заведомо служебным назначением, противостоящая рациональной или систематической части философии. В таком варианте история философии есть нечто противопоставляемое рационально-систематической философии. Она рассматривается лишь как подготовка к более серьёзному и фундаментальному исследованию. Такое воззрение опирается на сформулированное Кантом ключевое различие между философией в школьном понимании и философией в космическом значении[7], иначе философией как научным разумом и философией как мировоззрением (философией как строгим и точным научным знанием и как жизненно-практическим знанием).

<<<НазадВперед>>>
Cтраницы :  1  2  3  4  5  6  7  8 

Рейтинг : 16148     Комментарии к статье
Copyright (c) RIN 2002- * Обратная связь