Сделать стартовойСделать закладку
Интересные материалы

Парапсихология:Зеркало будущего

Философия:Гаутама Сиддхартха (Будда) Основатель одной из трех мировых религий - буддизма. Имя Будда (с санскритского - просветленный) дано его последователями

Парапсихология:Вылечить легочника

Парапсихология:Еще один способ от рака

Боевые искусства:Боло Юнг (Bolo Yeung / Sze Yang) Янг Це родился в семье местного бизнесмена и его жены в окрестностях Кантона в Китае. Еще молодым Боло изучал кунг фу под руководством многих мастеров, а также изучал акробатику и начал "качать железо". Он в конечном счете стал чемпионом Китая по поднятию тяжестей.

:· Что есть философия?
:· История философии
:· Философия и наука
:· Теория познания
:· Феншуй
:· Философия религии
:· Философия истории
:· Политическая философия
:· Русская философия
:· Философы
:· Философия Америки
:· Афоризмы
:· Литература
:· Организации и люди
:· Гостевая
Философия / Философия религии / Христианство / О православно-христианском миропонимании / 


О православно-христианском миропонимании

[42] Монофелитство (θελημα - воля) - 'единовольческая' ересь (видоизменение монофизитства), утверждавшая, что при двух природах во Христе существует только одна Божественная воля.
[43] Краткая история борьбы Церкви с ересями, с незначительными изменениями и дополнениями заимствована из: Лосский В.Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви //БТ, 1972, ? 8. С. 10.
[44] Интересную характеристику философов русского религиозного ренессанса с точки зрения халкидонской ортодоксии дает А.В. Карташев в его книге "Вселенские Соборы" (Париж, 1963. С. 429-437).
[45] Ретроспективно Варлаама можно оценить как носителя вполне определенной тенденции, время от времени проявляющейся в истории, пока, начиная с эпохи Возрождения, она не стала преобладающей. В основе этой тенденции лежит предположение, что весь духовный мир человека сводится к его знаниям, получаемым в результате чувственно-логической деятельности. На место же веры начинает претендовать научно обоснованная гипотеза. Отрицая в итоге сверхъестественное (начиная с облегченного утверждения о его полной непознаваемости), эта тенденция игнорирует метафизическую природу человека и приводит, соответственно, к замкнутому антропоцентрическому мировоззрению.
[46] Важно, что в Синодике Православия проводится параллель учения Варлаама с арианством, отрицавшим Божественную природу Сына Божия; и савеллианством, отрицавшим троичность Божества.
[47] Знаменательно, что святоотеческая мысль не удовлетворилась упрощенным дуализмом двух природ, выработав парадоксальное понятие "того, что около сущности Божией" (св. Григорий Нисский), типологически связанное с понятием "энергии".
[48] Учение об этом свойстве Божественных энергий было развито уже в неоплатонизме. Эта идея о парадоксальном присутствии целого в каждой своей "части" проходит через всю историю философии: от гомеомерий Анаксагора до "субстанциональных деятелей" Н.О. Лосского.
[49] В философии человек иногда именуется в потенциально-динамическом смысле "вторым абсолютным" (Соловьев В.С. Критика отвлеченных начал // Сочинения. Т. 1. 1988. С. 709). Преподобный Нил Синайский (V в.) говорит, что всякого человека следует почитать, как "бога после Бога" (Добротолюбие. Т. 2. М., 1895. С. 222).
[50] С.Н. Булгаков пишет, приводя свидетельства церковных авторов: "Бог как Трансцендентное, бесконечно, абсолютно далек и чужд миру, к Нему нет и не может быть никаких закономерных, методических путей (высказывание против оккультизма. - В.Н), но именно поэтому Он в снисхождении своем становится бесконечно близок, есть самое близкое, самое интимное, самое внутреннее, самое имманентное в нас, находится ближе к нам, чем мы сами: Бог вне нас и Бог в нас, абсолютно трансцендентное становится абсолютно имманентным... Эту мысль с особенной яркостью в мистической литературе из восточных церковных писателей выражает Николай Кавасила (XIV в.), а из западных - Фома Кемпийский (XIV-XV вв.). Оба говорят это особенно по поводу соединения со Христом в таинстве Евхаристии. К принявшим таинство Евхаристии Христос стоит даже ближе, чем они сами к себе" (Булгаков С.Н. "Свет невечерний". М., 1994. С. 24-25).
[51] См.: Бердяев Н.А. Духовное состояние современного мира // Новый мир. 1990, ? 1.
[52] В православной литургии имеется возглас: "Горе имеем сердца" (соответствует латинскому: Sursum corda).
[53] Горичева Т. Кенозис в современной философии // Беседа. Ленинград-Париж, 1990. ? 8.
[54] Что почти с математической точностью показано Ф.М. Достоевским в "Приговоре" в "логическом самоубийстве" (см.: Достоевский Ф.М. "Дневник писателя". 1876, октябрь).
[55] Флоровский Г.В. О типах исторического истолкования // Симпозиум в честь В. Златарского. София, 1925. С. 536.
[56] Самая яркая здесь фигура - это, конечно, Н.А.Бердяев. Но можно вспомнить и хайдеггеровское понимание эк-зистенции как экстатического "выступания в истину Бытия", а не только как актуализации сущности; его же понимание укорененности "вот-бытия" эк-зистирующего человека в "броске Бытия, как посылающе-судьбоносного"; вообще религиозный апофатизм его философии (см.: Хайдеггер М. Письмо о гуманизме // Проблема человека в западной философии. М, 1988). Ср.: "бросок Бытия" с "устремлением-прыжком Бога" (εξαλμα θεον), о котором говорит св. Иоанн Дамаскин (РG, 94, 860В).
[57] См.: Лосский В.Н. Богословское понятие человеческой личности // БТ. 1975. ? 14; его же. Очерк мистического богословия // БТ. 1972. ? 8. С. 32.
[58] Моисеев Н. Н. Универсальный эволюционизм // Вопросы философии. 1991, ? 3. С. 20.

<<<Назад
Cтраницы :  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13 

Рейтинг : 14341     Комментарии к статье
Комментарий от игумен Вениамин (Новик) для О православно-христианском миропонимании страница 13 от 2006-08-03
А почему мое авторство не указано?
Copyright (c) RIN 2002- * Обратная связь