Примечания:
[1]. У нас не очень любят эту тему: в философских кругах ее считают дурным тоном с конца 60-х годов 20-го века, когда идея ИИ несколько "отсырела". Гуманитарии предпочитают серьезные исследования экономики, геополитики, социального развития. Зато НАСА и находящийся в его ведении Институт Аэро-Космических Исследований (штат Огайо), равно как и ряд других аккредитованных организаций - разрабатывают "подмокшую" проблему до сих пор.
[2]. П.Гуревич. Антропологическая катастрофа. Свободная мысль, 1998, N-1.
[3]. М.Мамардашвили ответил бы однозначно отрицательно: смысл появляется тогда, когда человек поставлен в ситуацию замкнутости, ограниченности; тогда возникает необходимость мысленно эту ситуацию "запределить", что и значит - придать смысл. Дом, например, это строение, обладающее как минимум стенами и крышей. Вы видели где-нибудь такой дом? Нет, это невозможно: эмпирический обзор всегда ограничен, хоть ты с вертолета смотри. Так что это кургузое нечто о двух стенах является домом только потому, что мы его о-смыслили (буквально - обволокли нашими до-мыслами, додумали) в ситуации эмпирической ограниченности. Отсюда и жизнь может иметь смысл тогда, когда имеет завершение, то есть когда она ограничена для нас. Иначе, простите за каламбур, не имело бы смысла придавать ей смысл. Такая вот грустная логика.
[4]. Понятия "свобода от" и "свобода для" проанализированы у замечательного психоаналитика Э.Фромма, и означают следующее: "свобода от" - это освобождение от чего-либо, каких-либо зависимостей; грубо говоря, это свобода школяра, который сбежал с уроков и теперь наслаждается, просиживая в зале игровых автоматов или где-нибудь в подобном месте. "Свобода для" гораздо более сложна по своей структуре; она не означает отказа от всего, что кажется обременительным - ответственности, например. "Свобода для" - это свобода художника, который создает произведение, ограничивая себя, может быть, в удовольствиях и сне; это, таким образом, добровольное обязательство, за которое творец отвечает прежде всего перед самим собой.
[5]. Термин "кибер" сегодня употребляется не только в своем прямом значении - "кибернетический", но также как синоним высоких технологий вообще.
[6]. Кому-то эти рассуждения могут показаться чистым безумием - но ведь мы говорим о радикальных возможностях под знаком вечности. Обратитесь к любому философскому рассуждению о том, что такое вечность - тут меркнут любые парадоксы теории относительности.
Автор: Калмыкова А.