Теософия и эзотерика:Слово об отце
Как описать жизнь моего отца, как охарактеризовать ее и как воздать ей должное? Когда я думаю о своем отце, я вспоминаю свое длительное близкое общение с ним, я вижу, как над всеми его замечательными достижениями, его вкладом в нашу культуру возвышается личность художника, его неповторимая индивидуальность
Боевые искусства:Средневековое профессиональное нерыцарское фехтование
В 374 году пала Западная Римская империя. Среди ряда более или менее крупных последствий этого события было одно, на первый взгляд маловажное - роспуск большинства гладиаторских школ. Но в результате без работы, крыши над головой и средств к существованию оказались многие тысячи профессиональных фехтовальщиков, не приспособленных ни к труду, ни к тяготам военной службы.
Научные
революции - это те некумулятивные эпизоды в науке, когда старая
парадигма полностью или частично заменяется новой, с ней
несовместной.
Выбор между двумя конкурирующими парадигмами нельзя сделать на
основе
оценочных процедур нормальной науки. Последняя является прямой
наследницей старой парадигмы, и ее судьба решающим образом зависит
от
исхода этого соревнования. Поэтому парадигма становится жестким
предписанием по необходимости - она в состоянии к чему-то
склонить, но
не способна убедить ни логическими, ни даже вероятностными
аргументами. Перед двумя конкурирующими школами встает серьезная
проблема коммуникации. Они оперируют разными базовыми постулатами
о
природе реальности и по-разному определяют элементарные понятия.
Вследствие этого, они не могут прийти к согласию даже в том, какие
проблемы считать важными, какова их природа и что собой
представляет
их возможное решение. Научные критерии разнятся, аргументы зависят
от
парадигмы, а осмысленная конфронтация невозможна без взаимной
интерпретации понятий. В рамках новой парадигмы старые термины
обретают совсем иные определения и новый смысл; в результате они
скорее всего и соотноситься будут совершенно иначе.
Коммуникация
через
концептуальную перегородку будет заведомо неполной и приведет к
путанице. В качестве характерного примера можно привести полное
различие по смыслу таких понятий, как материя, пространство и
время в
ньютоновской и эйнштейновской моделях. Рано или поздно, ценностные
суждения тоже вступят в действие, поскольку разные парадигмы
расходятся в том, какие проблемы решать, а какие оставлять без
ответа.
Критерии же для экспертизы по этой ситуации находятся целиком вне
круга нормальной науки.
Ученый, занятый нормальной наукой, становится решателем задач.
Парадигма для него - то, что само собой разумеется, и ему совсем
не
интересно проверять ее надежность. На самом деле он существенно
укрепляет ее фундаментальные допущения. Этому в частности есть
такие
вполне понятные объяснения, как энергия и время, затраченные в
прошлом
на обучение, или академическое признание, тесно связанное с
разработкой данной парадигмы. Однако корни затруднения уходят
гораздо
глубже, за пределы человеческих ошибок и эмоциональных
привнесений.
Они затрагивают саму природу парадигм и их роль в науке.
Важная часть этого сопротивления - уверенность в том, что текущая
парадигма верно представляет реальность, и в том, что она в конце
концов справится со всеми своими проблемами. Таким образом,
сопротивление новой парадигме является, в конечном счете, той
самой
предрасположенностью, которая делает возможным существование
нормальной науки. Ученый, занимающийся нормальной наукой,
напоминает
шахматиста, чья активность и способность к решению задач жестко
зависят от набора правил. Суть игры состоит в отыскании
оптимальных
решений в контексте этих априорных правил, и в подобных
обстоятельствах было бы абсурдным в них сомневаться - а уж тем
более
их изменять. В обоих примерах правила игры разумеются сами собой;
они
представляют необходимый набор предпосылок для деятельности по
решению
задач. Новизна же ради новизны в науке не желательна, в отличие от
других областей творчества.
Таким образом, до проверки парадигмы дело доходит, только в том
случае, когда при постоянных неудачах решить важную задачу
возникает
кризис, порождающий конкуренцию двух парадигм. Новой парадигме
предстоит пройти испытание по определенным критериям качества. Она
должна предложить решение каких-то ключевых проблем в тех
областях,
где старая парадигма оказалась несостоятельной. Кроме того, после
парадигмальной смены должна быть сохранена такая же способность к
решению задач, какая была у уходящей парадигмы. Для нового подхода
важна также готовность к решению дополнительных проблем в новых
областях. И, тем не менее, в научных революциях наряду с
выигрышами
всегда есть и потери. Их обычно скрывают, принимая негласно - до
той
поры, пока прогресс гарантирован.
Парадигма - это всегда больше, чем просто полезная теоретическая
модель в науке, косвенным влиянием ее философии на личности и
общество
в действительности очерчивается мир...
Согласно Рам Дассу, конвенциональный язык ограничен мыслью и чувством. Его линейная структура неадекватно передает метасистемные паттерны и опыт, который этот язык пытается выразить. Он верит, что лишь язык поэзии способен адекватно выразить то, что хочет выразить человек...
Эзотерическая философия утверждает, что за внешним многообразием эмпирического мира кроется единая Реальность, источник и причина всего, что было, есть и будет...
В течение последних трех столетий в западной науке господствовала
ньютоно-картезианская парадигма - система мышления, основанная на
трудах
британского естествоиспытателя Исаака Ньютона н французского
философа
Рене Декарта...
Изложению этих трех принципов также предшествует указание на их первостепенную важность;
перечислив их, мадам Блаватская вновь подчеркивает, что они служат основанием теософской традиции...
Первой смертью человека на земле, как повествует Библия, стала гибель сына Адама Авеля, убитого родным братом Каином. Но каким образом появилась на земле смерть?...
Никто не станет отрицать различия между телом человека и его умом. Я не хочу этим сказать, что необходимо рассматривать ум, как нечто отличное от тела по существу...