Сделать стартовойСделать закладку
Интересные материалы

Непознанное:Наше Солнце О Самых интересных явлениях, связанных с самой близкой звездой... Затмения, солнечные пятна, протуберанцы

Философия:Теология Аристотеля Бог Аристотеля - философский бог

Теософия и эзотерика:Станца II ...Где были Строители, Лучезарные Сыны Зари Манвантары?... В Непознаваемой Тьме, в их Ах-хи Паранишпанна. Создатели Форм из Не-Формы - Корень Мира - Дэваматри и Свабхават покоились в Блаженстве Не-Бытия

Боевые искусства:Боевые искусства и истина Бум ниндзя, поднимающийся в Америке В начале 80-х неожиданно на американских экранах и телевидении появились японские ниндзя и началась оживленная деятельность. Толчком к этому послужила телевизионная постановка "Мастер". Примерно в то же время большой успех имел фильм о ниндзя по Шо Косуги, актеру японского происхождения, и в один момент по всей Америке начал подниматься бум ниндзя.

Непознанное:Копье Всевластия Еще в 1909 году начинающий живописец Адольф Шикльгрубер ежедневно, как на работу, приходил в Зал Сокровищ этого музея и часами простаивал перед витриной, за которой на алом бархате чернело Копье Отгона. Будущий фюрер молился на него, вожделел его, грезил, как в один прекрасный миг возьмет священный предмет в свои руки.

:· Что есть философия?
:· История философии
:· Философия и наука
:· Теория познания
:· Феншуй
:· Философия религии
:· Философия истории
:· Политическая философия
:· Русская философия
:· Философы
:· Философия Америки
:· Афоризмы
:· Литература
:· Организации и люди
:· Гостевая
Философия / История философии / Классическая философия / Диалектика, если ее разъяснить / 


Диалектика, если ее разъяснить

В дополнение к правилу (3), нам понадобится еще одно правило, которое я назвал 'правилом косвенной редукции' (поскольку в классической теории силлогизма оно имплицитно используется для косвенного сведения 'несовершенных' фигур к первой, или 'совершенной', фигуре). Предположим, имеется общезначимый силлогизм:

(а) Все люди смертны.
(b) Все афиняне люди.
(с) Все афиняне смертны.

Например, в силу общезначимости вывода (с) из посылок (а) и (b) силлогизм

(а) Все люди смертны (не-с)
Некоторые афиняне не смертны (не-b)
Некоторые афиняне - не люди также должен быть общезначимым.

Правило (5) может быть получено, например, из правила (4) вместе с законом двойного отрицания, согласно которому из не-не-b можно вывести b. Однако если (5) значимо для любого высказывания а, b, с (и значимо только при этом условии), тогда оно должно быть значимо и в том случае, если с окажется тождественно а.
Но (7) устанавливает в точности то, что мы хотели показать, а именно: из двух противоречащих посылок можно вывести любое заключение.

Может возникнуть вопрос, распространяется ли это положение на любую систему логики или же можно построить такую систему, в которой из противоречащих друг другу высказываний не следовало бы какое угодно высказывание. Я специально занимался этим вопросом и пришел к выводу, что такая система возможна. Она оказывается, однако, чрезвычайно слабой. В ней сохраняются лишь очень немногие из обычных правил вывода, не действует даже modus ponens, устанавливающий, что из высказываний формы 'Если р, то q' и р мы можем вывести q. По моему мнению, подобная система совершенно непригодна для вывода заключений, хотя и представляет, возможно, некоторый интерес для тех, кто специализируется на построении формальных систем.

Иногда говорят, что факт следования из двух противоречащих высказываний любого высказывания не доказывает бесполезности противоречивой теории: во-первых, теория может представлять интерес сама по себе, несмотря на всю свою противоречивость; во-вторых, в нее можно внести поправки, которые сделают ее непротиворечивой; и наконец, можно придумать метод, пусть даже метод ad hoc (каковы, например, методы избежания расхождений в квантовой теории), который предотвратит ложные заключения, требуемые самой логикой теории. Все это абсолютно верно, но при всех поправках такая паллиативная (makeshift) теория является источником серьезных опасностей, ранее нами обсуждавшихся: если мы действительно хотим примириться с этой теорией, тогда ничто не заставит нас искать лучшей теории, и наоборот: если мы ищем более совершенной теории, то только потому, что считаем данную теорию плохой вследствие содержащихся в ней противоречий. Примирение с противоречием обязательно приводит нас в этом случае, как и всегда, к отказу от критики, а значит, - к краху науки.

Мы видим здесь, насколько опасна неопределенная и метафорическая речь. Расплывчатое утверждение диалектиков, что противоречия неизбежны и что избавляться от них даже нежелательно, поскольку они так плодотворны, ведет к опасному заблуждению. Оно приводит к заблуждению, поскольку так называемая плодотворность противоречий, как мы видели, есть просто результат нашего решения не мириться с ними (следуя закону противоречия). И оно опасно, поскольку мнение, что от противоречий избавляться не следует или вообще невозможно избавиться, с необходимостью приводит к концу и науки и критики, то есть к концу рациональности. Надо подчеркнуть, что для всякого, кто хочет утверждать истину и содействовать просвещению, является необходимостью и даже долгом упражнять себя в искусстве выражать вещи ясно и недвусмысленно, даже если это означает отказ от утонченной метафоричности и глубокоумной двусмысленности.

Следовательно, лучше избегать некоторых формулировок. Например, вместо использовавшихся нами терминов 'тезис', 'антитезис' и 'синтез' диалектики часто описывают диалектическую триаду с помощью терминов 'отрицание (тезиса)' - взамен 'антитезиса' и 'отрицание отрицания' - взамен 'синтеза'. Они также любят употреблять термин 'противоречие' там, где менее обманчивыми были бы термины 'конфликт', 'противоположная тенденция' или, может быть, 'противоположный интерес' и т. д. Их терминология не причиняла бы никакого вреда, если бы термины 'отрицание' и 'отрицание отрицания' (а также 'противоречие') не имели ясных и достаточно определенных логических значений, отличных от диалектических. По сути дела неправильное употребление этих терминов играет не последнюю роль в смешении логики и диалектики, столь нередком в диалектических дискуссиях. Зачастую диалектика рассматривается в них как часть - причем наиболее совершенная - логики или как что-то вроде реформированной, модернизированной логики. Более глубокие основания такой позиции мы обсудим ниже. Сейчас я скажу только, что наш анализ не приводит к тому заключению, что диалектика имеет какое-либо сходство с логикой.

<<<НазадВперед>>>
Cтраницы :  1  2  3  4  5  6 

Рейтинг : 10451     Комментарии к статье
Комментарий от Гегель для Диалектика, если ее разъяснить страница 5 от 2010-03-27
поппер лох
Copyright (c) RIN 2002- * Обратная связь