Спектроскоп показывает лишь вероятную тождественность (на основании внешней видимости) земной и сидеральной субстанции, но не может идти дальше, ни показать, тяготеют или нет атомы друг к другу тем же способом и в тех же условиях, как предполагается, что они делают это физически и химически на нашей планете. Скала температуры от высшего до низшего градуса, доступная нашему представлению, может быть допущена как одна и та же во всей и для всей Вселенной; тем не менее, свойства ее, кроме свойств разъединения и воссоединения, различаются на каждой планете; и таким образом, атомы входят в новые формы существования, вне предела воображения и познавания физической науки. Как уже изложено в 'Five Years of Theosophy' . Субстанция кометной материи, например, 'совершенно отлична от химических или физических свойств, с которыми знакомы величайшие химики и физики Земли'. И даже эта материя, во время стремительного прохождения через нашу атмосферу, подвергается некоторому изменению в своей природе.
Таким образом, не только элементы нашей планеты, но даже элементы всех ее сестер в Солнечной Системе, разнятся в своих комбинациях друг от друга так же широко, как и от космических элементов за пределами нашей солнечной системы. Это, опять таки, подтверждается тем же ученым в выше приведенной лекции, когда он, цитируя Clerk Maxwell'a, говорит, 'что элементы не абсолютно однородны'. Он пишет:
'Трудно представить себе отбор и уничтожение промежуточных разновидностей, ибо, куда могли бы исчезнуть эти уничтоженные молекулы, если, как мы имеем основание думать, водород и пр. элементы неподвижных звезд состоят из молекул, тождественных во всех отношениях с нашими... Прежде всего, мы можем поставить под вопрос эту абсолютную молекулярную тождественность, так как до сих пор мы не имели иных способов, чтобы прийти к какому-либо заключению, кроме способов, предоставляемых спектроскопом; но признано, что для точного сравнения и распознавания спектра двух тел, они должны быть исследованы в тождественных состояниях температуры, давления и всех прочих физических условий. Мы, конечно, видели в спектре солнца лучи, которые мы не смогли отождествить.'
Потому элементы нашей планеты и не могут быть приняты, как стандарт для сравнения с элементами в других мирах. В действительности каждый мир имеет свой Фохат, который вездесущ в своей сфере действия. Но существуют столько же Фохатов, как и миров, и каждый различается по силе и степени проявления. Индивидуальные Фохаты образуют один всемирный, коллективный Фохат - видимую сущность единой абсолютной Не-Сущности, которая есть абсолютная Бытийность, Сат. 'Миллионы и биллионы Миров создаются в каждую Манвантару', - так сказано. Потому должно быть множество Фохатов, которых мы рассматриваем, как сознательные и разумные Силы. Это, конечно, возмутит умы науки. Тем не менее, оккультисты, имеющие основательные причины к этому, рассматривают все Силы Природы, как реальные, хотя сверх-чувственные состояния Материи и как объекты, доступные познаванию существ, одаренных необходимыми для этого чувствами.
Заключенный в своем первичном, девственном состоянии в Лоне Вечной Матери, каждый атом, рожденный за пределами порога ее Царства, осужден к постоянной дифференциации. 'Матерь спит, но дышит постоянно'. И каждое дыхание ее высылает в проявленный план продукты, Протею подобные, которые, несомые волною истечения, разбрасываются Фохатом и устремляются им в пределы и за пределы той или иной планетной атмосферы.
Будучи уловлен одною из этих атмосфер, атом потерян; его первичная чистота утеряна навсегда, если только рок не разъединит его, направив к 'току истечения' (оккультный термин, означающий совершенно иной процесс, нежели обычно подразумеваемый под этим словом), который может еще раз принести его к границе, где он раньше погиб и, устремившись не в Пространство вверху, но в Пространство внутри, он будет приведен в состояние дифференцированного равновесия и счастливо поглощен обратно.