Сделать стартовойСделать закладку
Интересные материалы

Непознанное:Спутник-1: с него все и началось Те, кто постарше, помнят, какую радость у нас вызывали наши первые успехи в космосе. Другие эмоции они вызывали за океаном

Непознанное:Осеннее буйство красок Ученые из Университета Висконсин-Мадисон выдвинули свое объяснение причины осеннего превращения листьев из зеленых в красные, а также тому, почему осенние тона так отличаются год от года

Боевые искусства:Ямабуси - горные воители Широкое распространение в японской и западной литературе по нин-дзюцу получила версия создания этого искусства горными отшельниками ямабуси, последователями уникального мистического учения сюгэндо, зародившегося в период Нара (710-784).

:· Боевые искусства Востока
:· Боевые искусства славян
:· Боевые искусства Европы и Америки
:· Феншуй
:· Искусство самообороны
:· Путь Воина
:· Боевые искусства сегодня
:· Великие мастера
:· Лучшие актеры боевиков
:· Фотогалерея
:· Организации и люди
:· Гостевая
Боевые искусства / Боевые искусства славян / Русский стиль / Размышления о русском стиле / Стиль от Лаврентия Павловича / 


Стиль от Лаврентия Павловича

Приемы джиу-джитсу, взятые в том числе из школы Ознобишина - хотя и не только оттуда - как раз тогда начала перенимать... российская охранка! Полицейским они были нужны для обезоруживания как уголовников, так и "подрывных элементов" - революционных боевиков. Сам Нил Нилович о своих достижениях в области обучения агентов полиции предпочитал широко не распространяться - и его можно понять. Ведь в последующие годы ему пришлось наставлять агентов тайной полиции уже советского образца.

Осуждать его за это остережемся: что ему оставалось делать, если НКВД "наложил лапу" почти на все аспекты применения рукопашного боя? Мы еще увидим, как это отразилось на творческом пути других мастеров боевого искусства...

Кроме того, школа Ознобишина не слишком помогла чекистам, так как была в значительной мере декоративной. Из опубликованных им уже в 30-х годах методик вроде бы следует, что те, кто освоил его систему, могут успешно защитить себя от одного и даже нескольких противников, вооруженных длинномерным или коротким холодным, а иногда - и огнестрельным оружием! Но именно потому, что его школа существовала сравнительно недавно и не была абсолютно засекреченой, о ней сохранили воспоминания многие борцы, боксеры и прочие "рукопашники" тех лет.

Из их воспоминаний складывается следующая картина: когда в дореволюционный период Ознобишин, демонстрируя возможности своей системы, участвовал в показательных боях - одержать победу ему удавалось довольно часто, но только не в тех случаях, когда против него выходил подготовленный боксер. Такие противники тогда были все-таки редкостью и поэтому не возникало нужды кардинально перерабатывать технику школы. Но через два десятилетия уже не сам Ознобишин, а его ученики столкнулись с проблемой: если безоружный противник, избегая захватов, навязывал им бой на дистанции удара - они оказывались почти бессильны...

Школа Ознобишина ударами не пренебрегала, но в ударную тактику ее основатель чересчур прямолинейно перенес борцовскую тактику, основывающуюся на равноправном действии обеих рук. Ознобишин предпочитал прямую, а не боковую стойку и работу "двойным ударом", с одновременным выбросом обоих кулаков в голову и торс противника. При этом очень сильно ограничивались возможность собственной защиты, что вдвойне опасно при схватке не только с боксером, но и с вооруженным врагом, а тем более - с несколькими.

Похоже, Ознобишин не сумел создать именно универсальную боевую систему, заставляя подстраиваться учеников под собственный стиль, во многом определявшийся его личными особенностями: высоким ростом и длинными конечностями при малом весе и почти хрупком телосложении.

И все-таки Ознобишин сделал очень многое: пусть не столько как боец и даже учитель, а как пропагандист и теоретик комплексного рукопашного боя. Ведь именно во время создания им своей системы триумфальное шествие "боевой борьбы", основывающейся на джиу-джитсу, начало приостанавливаться. Большинство ее адептов, механически копируя не лучшие приемы не лучших учителей (вдобавок дошедшие до них уже через вторые-третьи руки), да еще пренебрегая систематическими тренировками, вскоре убедились: в уличной драке их "школа" - помощник слабый.

На этом фоне даже ограниченные, но все-таки результативные системы работающих открыто мастеров позволяли не угасать сохраняющимся очагам боевого искусства. И ждать, когда придет творческое осмысление, которое сможет превратить их в подлинную ШКОЛУ.

Ждать пришлось не так уж долго.

Одним из первых, кто сумел творчески освоить новый вид единоборства, был офицер русской армии В.А.Спиридонов. Нынешние адепты "офицерского стиля" не скрывают, что Кадочников, условно говоря, "внук" Спиридонова (ученик его учеников). И основные навыки боевого искусства он получил не от "обобщенного" русского воина, а в спецучилище минобороны, где готовили военных разведчиков-диверсантов.

Сам Спиридонов вплоть до конца 1930-х и не думал отрицать, что его система основывается в первую очередь на японском искусстве ближнего боя. Правда, потом ему пришлось это сделать, но не по своей воле...
Все сказанное отнюдь не умаляет заслуги Спиридонова (а также Кадочникова). Фактически, они создали новую школу джиу-джитсу: оригинальную, мощную, вполне конкурентоспособную. Только не стоит отстаивать ее древность - раз, и "исконность" - два.

<<<НазадВперед>>>
Cтраницы :  1  2  3  4  5  6 

Рейтинг : 6814     Комментарии к статье
Copyright (c) RIN 2002 -    * Обратная связь