Сделать стартовойСделать закладку
Интересные материалы

Парапсихология:Заговор от черной немочи

Парапсихология:Феи Феи - в европейском фольклоре обладающие волшебными знаниями и силой - женщины. Чаще всего феи добрые

Непознанное:Доисторические артефакты Существует много косвенных доказательств того, что в далеком прошлом нашу планету посещали представители внеземных цивилизаций, достигших высокого уровня развития. Многочисленные артефакты, найденные в разных уголках земного шара, изображают странных существ, которых в наше время принято называть гуманоидами.

Философия:Философия Мексики Философские идеи в Мексике колониального периода формировались под сильным влиянием идеологии европейского средневековья, прежде всего схоластики. Автором первых оригинальных философских работ был А. де ла Веракрус. В конце 16 - 17 вв. в Мексике начали проникать идеи европейского гуманизма (К. де Сигуэнса-и-Гонгора и др.).

Теософия и эзотерика:Предисловие переводчика В конце 1996 года я получил предложение перевести эту книгу на русский язык. Меня очень заинтересовала эта работа, потому что до этого ни с чем подобным мне сталкиваться не приходилось. Работал я очень тщательно, старался максимально точно воссоздать живую речь диалогов

:· Боевые искусства Востока
:· Боевые искусства славян
:· Боевые искусства Европы и Америки
:· Феншуй
:· Искусство самообороны
:· Путь Воина
:· Боевые искусства сегодня
:· Великие мастера
:· Лучшие актеры боевиков
:· Фотогалерея
:· Организации и люди
:· Гостевая
Боевые искусства / Боевые искусства славян / Русский стиль / Размышления о русском стиле / Стиль от Лаврентия Павловича / 


Стиль от Лаврентия Павловича

И все-таки некоторые предложения Харлампиева (и не только его одного: у него были единомышленники из чаисл лучших мастеров бокса) выглядят недооцененными. Например, предлагалось ввести в систему не самих поединков, но предварительных тренировок штыковой бой и схватки на коротких гимнастических палках в обоеручном варианте - специально для того, чтобы работа с оружием шире раскрыла перед тренирующимися сложную структуру боя. Такая практика имеет параллели во многих школах Востока. Для достижения тех же целей предполагалось оьогатить тренировки за счет включения в них свободного рукопашного боя, базирующегося на... упрощенных методиках школы Ощепкова! О том, что через несколько лет создание этой школы припишут его сыну, а через несколько десятилетий ему самому - Харлампиев и подозревать не мог (да и сын не подозревал)...

Кроме того, как раз тогда во все еще узком кружке мэтров отечественного бокса, в который входил Харлампиев, созрела идея групповых боксерских чемпионатов на специальных рингах. Такой групповой бокс должен был представлять собой не поединки, а единовременную схватку сыгранных команд, таким образом наследуя все достоинства русской "стенки" без ее недостатков.

Такой путь развития бокса как боевого искусства представляется вполне возможным и очень перспективным. Осуществись он - возник бы не просто новый вид спорта. Пожалуй, все виды единоборств тогдашнего СССР получили бы мощный импульс. И, скорее всего, наиболее эффективные школы практического рукопашного боя уже с 1930-х годов сложились бы на основе ударной, а не захватно-бросковой техники.

Но тут выяснилось, что эпоха экспериментаторства закончена - и в спорте, и вообще везде. Советское боевое искусство, как и все прочие виды искусств, вступило в период "социалистического реализма", требовавшего неукоснительного следования утвержденным канонам. А поскольку спорт стал одним из рычагов большой политики, то спортивные и околоспортивные боевые школы начали приводить к общему знаменателю.

Харлампиев-сын продолжал ассистировать отцу и во время увлечения того "массовыми дейсвами" и после его повторного возвращения в бокс, во всяком случае, первые годы. Некоторые атлетические игры, с которыми можно было ознакомиться в период их распространения, восходили к национальным видам борьбы Азии и Кавказа. Но они представляли скорее этнографический, чем боевой интерес.

К моменту ареста и гибели Ощепкова, Анатолий Харлампиев был, так сказать, "младшим из старших" его учеников. Безусловно, очень перспективным начинающим мастером "вольной борьбы", но далеко не первым бойцом и тем более не первым учителем этой школы. Вплоть до 1940-х годов его квалификации еще не хватало даже на то, чтобы составить полный атлас приемов с приложением методических указаний. Первые методики такого типа выпускали более подготовленные на тот момент мастера, старшие ученики Ощепкова - Н.Галковский, И.Васильев, А.Ларионов, А.Рубанчик, В.Волков... Фамилия "Харлампиев" упоминается лишь в ряду второстепенных соавторов - тех, о которых говорится: "в подготовке книги принимали также участие:..."
Почему же именно он был "официально утвержден" в качестве основателя школы самообороны без оружия?

К сожалению, прежде всего потому, что он раньше и громче прочих успел обругать "западное"(?) дзюдо и похвалить совершенно уникальные советские условия, где в семье дружных народов сложился новый, тоже уникальный вид единоборства, успел прибавить дополнительную долю похвалы грузинскому стилю борьбы.

Потому, что умудрялся вставлять в теоретическую часть своих методик крайне демагогические (более того - прямо противоположные тому, что он применял на практике!) тезисы вроде: "Нужно идти не от системы, а от народа"...

Потому, наконец, что почти всех мастеров самбо сожрала война - а Харлампиев на фронт не попал с анекдотической для мастера боевых искусств формулировкой - "по состоянию здоровья". Да, боевая практика в довоенный период обеспечила ему сколько-то травм, но все же уровень его боеготовности настолько превышал уровень рядового призывника, что тут явно просматривается вмешательство "компетентных органов"...

Под маской самозащиты без оружия продолжила свое официальное существование вероятно лучшая из боевых школ советского периода, постепенно все более и более перерождаясь в далеко не самое лучшее спортивное единоборство...

Поначалу название "самбо" (еще раньше - "самоз") применялось к спиридоновской системе. Свою школу Ощепков называл то "дзюи-до" (тогдашнее произношение), то "вольная борьба". Последнее название чаще употреблялось для спортивного варианта этого единоборства. Когда же в СССР завоевала популярность вольная борьба по олимпийской программе (free-style wrestling), являющаяся, в свою очередь, спортивным вариантом кэтча - название ощепковского стиля перешло на нее, а сам он "переименовался" по спиридоновскому образцу!

<<<НазадВперед>>>
Cтраницы :  1  2  3  4  5  6 

Рейтинг : 6811     Комментарии к статье
Copyright (c) RIN 2002 -    * Обратная связь